Разделы
Помощь сайту
Поиск
Поделиться
Календарь
«  Сентябрь 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Вход на сайт

Главная » Все материалы




Голову казачки покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми кичками, тюрбанами, «корабликами».
Кстати, меня всегда интересовал вопрос: почему кичка с рожками? Идея, лежащая в основе этой моды, безусловно, древняя. Рога – это, прежде всего, защита молодухи, матери ребенка от злых сил, они уподобляют женщину корове, символу плодородия и женского начала.


Рогатая кичка - слева донской казачки, справа некрасовской казачки.

По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах X ... Читать дальше »


Становится смешно, когда пытаются ограничить какими-то рамками женский казачий наряд. Всегда, везде и во все времена женщина была модницей и для любой из них трагедией могла стать ситуация, когда на вечеринке кто-то из подруг вдруг оказался точно в таком же платье, как у нее. На первом месте всегда стоит индивидуальность, и казачка в этом не является исключением.

Ее величество мода

Конечно, я сейчас не говорю о женской форменной одежде (она тоже имеет место быть), хотя, если вспомнить, например, фильм «А зори здесь тихие...», то даже там героини военного времени, живущие в лесу, умудрялись носить шелковое белье и украшали свои гимнастерки разными женскими «штучками». Так же я сейчас не говорю о костюмах фольклорных коллективов, гд ... Читать дальше »
Штаны (шаровары) – «суженки». Как правило, шились из черного крепкого материала с красным нешироким войсковым кантом по бокам. Они были вместительные, с широким шагом, но суживающиеся к сапогам. Внизу к штанинам пришивались штрипки (лямки), они необходимы для удержания на месте при надевании сапог. Эта конструкция была наиболее удобна для казаков, она не стесняла движение при посадке в седло и езде верхом.
Шаровары офицеров и нижних чинов представляли собой прямые брюки, заправляемые в сапоги. Брюки никогда не носились на выпуск, как не носилось и галифе.

Сапоги хромовые (юфтевые) черного цвета, носятся с брюками (шароварами). При ношении форменной одежды обувь должна быть в исправном состоянии и всегда вычищена, ушки сапог заправлены в голенища. Носить обувь с поврежденным верхом или изношенными каблуками, сапоги с опушенными или завернутыми голенищами не разрешается.

... Читать дальше »


Казаки говорят: «Без пояса и черкеска - не черкеска, и бешмет - не бешмет», «Без пояса, как без креста». Для них – это символ собранности и защиты. И, конечно же, это тот элемент одежды, который сразу бросается в глаза, а значит, должен выглядеть достойно.

Добывали в деле
Наборный пояс – традиционная деталь мужского костюма народов Кавказа, Передней и Средней Азии. Он представляет собой тонкую полоску кожи с отлетными ремешками-подвескам, украшенными серебром. В раннем средневековье эти подвески были реальными бытовыми предметами, висевшими на поясе: оселок, кресало, огниво... Позже появились отвертка и жирница – коробочка для жира, чтобы смазывать ружье. Сейчас они сохранились лишь как муляжи, да и то не у каждого казака. Все зависит о ... Читать дальше »


Бурка – часть обязательной экипировки казака. Она защищает от дождя и ветра, согревает в мороз и вьюгу. Может служить подстилкой и одеялом. Это дом и саван, «бронежилет» и палатка, наконец, как поется в песне, это - «во степи станица». Долгое время она считалась одеждой бедняков, но позже, наоборот, стала символом богатства и плодовитости.

Процесс производства
Верхняя одежда казака в виде плаща без проемов для рук, валенная из грубой овечьей шерсти, часто с вплетением конского волоса - это казачья бурка. Историческим прототипом ее считаются грубые войлочные накидки (часто с капюшонами), известные еще со времен скифов и сарматов. Впоследствии накидка утолщалась, расширялась, удлинялась и, в конце концов, трансформировалась до настоящего ... Читать дальше »


Бешмет – часть казачьей справы. Это мужская верхняя плечевая, распашная, повседневная, домашняя и рабочая одежда горцев и казаков. Представляет собой подобие рубахи с закрытой грудью. Он шился не короче колен и от воротника до пояса очень тщательно подгонялся по фигуре казака, плотно облегая торсовую часть, тем самым подчеркивая строгость мундира.

Почти современный пиджак
Шили бешмет с цельной спинкой и цельными передними полами с расширением от талии, правая пола поверх левой внахлест. «Юбка» его кроилась в семь клиньев. Между передним боковым и задним клиньями делали два небольших, примерно в 10 см, разреза. Рукава бешмета прямые (труба), не сковывали руки хозяину, без манжет и пуговиц, иногда у запястья простегивались.
Бешметы ... Читать дальше »

Черкеска – мужская верхняя одежда кавказских народов. Считается, что покрой ее целиком взят казаками именно от них. А к ним она пришла от хазар. И первое изображение черкески (или ее прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах. Считается, что современное название ей дали русские, которые впервые увидели ее на черкесах.

Кафтан с газырями
Плотно обтягивает верхнюю часть туловища, не имеет воротника, от талии к низу силуэт плавно расширялся за счет отрезных по талии боковых клиньев – так выглядела черкеска во второй половине XIX века. В основном такой же вид она сохранила и сегодня.
Если бы не одна деталь, казалось бы, что это обычный распашной кафтан из сукна. А деталь эта – нашитые на груди газыри – специальные, перехваченные т ... Читать дальше »

Барашковая шапка с суконным верхом у древних славян именовалась клобук. У кавказских народов ее называли трухменка или кабардинка. Белая, черная, высокая, низкая, круглая, конусообразная... Разные времена – разные фасоны. У терских казаков эта шапка всегда называлась папахой и была важной и обязательной частью казачьей военной справы.

Из лисы и волка
В разные времена казаки носили разные фасоны папах: от высоких с конусообразным верхом до низких с плоским верхом. Донцы и запорожцы в XVI-XVII веках снабжали папахи суконным тумаком, падавшим набок в виде конуса. В него можно было вложить стальной каркас или твердый предмет для защиты головы от сабельных и позднее шашечных ударов.
Основным материалом, из которого шилась папаха, был курпей ... Читать дальше »

Говоря об одежде терских казаков, ее следует разделить ее на форменную (используется казаком на службе) и одежду домашнюю (которую казак носит дома). В свою очередь, в каждой этой группе нужно выделить одежду парадную или праздничную, которую надевают по особым торжественным случаям.
«Мужчины носят черкески черные, серые и коричневые. На работу надевают серые зипуны из толстого сукна. Носят бешметы, стеганые на вате и без ваты, на одной подкладке, которые шьют из черного атласа, из кашемира (форменные голубого цвета, ситцевые, репсовые и шерстяные). Носят шапки, летом на работу надевают войлочные шляпы с большими полями. Обувь составляют сапоги, чевяки, поршни». Так описывалась одежда казаков станицы Ищерской Терской области в 1893 году учительницами Буто ... Читать дальше »


«Каждая казачья община обладала и судебной властью. Судопроизводство находилось
в руках станичного суда, состоящего из «суда станичных судей и суда почетных судей».
Суд станичных судей учреждался в каждой станице, а суд почетных
судей – 1 на две станицы. В состав судов входило от 4 до 12 казаков, как правило,
из числа почтенных стариков. В суде рассматривались всевозможные тяжбы о дви-
жимом и недвижимом имуществе в пределах станичного юрта на сумму, не превы-
шающую 100 рублей, а также дела о кражах, побоях, нарушениях общественной
тишины и спокойствия.
К ведению суда почетных судей относились надзор за тем,
чтобы не было нарушений прав на общинное владение, и разбор дел, касающих-
ся м ... Читать дальше »
« 1 2 ... 14 15 16 17 18 ... 21 22 »