Из истории казачества [19] |
Традиции, обычаи, быт [13] |
Одежда казаков [16] |
Казачья кухня [58] |
Станицы. Храмы [18] |
Сказки, рассказы, легенды [30] |
Стихи [68] |
14:58 ХРОНИКИ ИСТОРИИ: ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ДЖИГИТА» В ГОРОДЕ ПЯТИГОРСКЕ В 1936 ГОДУ | |
6 мая 1936 года, в Пятигорске, тогдашней столице Северо-Кавказского края и нынешнем центре СКФО, впервые праздновали День джигита. В разных источниках праздник называется по-разному – Праздник Джигитов или Парад Джигитов. С 1934 по 1937 год в состав края, кроме Ставрополья, входили Дагестанская автономная республика и пять автономных областей: Северо-Осетинская, Кабардино-Балкарская, Чечено-Ингушская, Карачаевская и Черкесская – всего 43 района и пять городов. В СССР в 1920-1930-е гг. активно конструировалась новая обрядность – в массовое сознание внедрялись новые символы, создавался новый язык массовой культуры, и этот процесс проходил на фоне ломки традиционных религиозных, социальных, семейных связей. «Для социалистической России нужна новая психология», - писал Ю. Стеклов в статье «Вторая годовщина», опубликованной в «Известиях» в 1919 году. Новые праздники укрепляли власть, консолидировали нацию, давали ощущение коллективного состояния единства, направляли индивидуальные переживания в заданное русло. А.В. Луначарский, один из теоретиков новой советской обрядности, писал: «Мы будем создавать ритмически движущиеся массы, тысячи и десятки тысяч людей, притом не толпу уже, а действительно охваченную одной идеей упорядоченную мирную массу!». «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живется, работа спорится», – заявил Сталин на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц – стахановцев 17 ноября 1935 года в Москве. Возможно, Праздник джигита и должен был подтвердить, что людям действительно «живется весело». Следует сказать, что скачки и традиционный образ мужчины-воина стали активно использовать при создании новых праздников – на всем Кавказе в 1920-1930 гг. были очень популярны скачки, которые устраивались как в аулах, так и в областных и краевых центрах. Государство, используя местные традиционные культурные матрицы, создавало на Кавказе «новую карту сказочной страны». К сожалению, неизвестно кто был инициатором Дня джигита и сколько времени этот праздник просуществовал. Известно, что в начале мая 1936 года локальные торжества прошли и в национальных областях. В Северной Осетии, например, они вылились в праздник горцев и казаков. Казачья молодежь праздновала, как писала газета «Пролетарий Осетии», в станице Змейской Кировского района. Она же сообщила, что праздник собрал более 1500 человек. 6 мая 1936 года с 10 часов утра краевой День джигита открылся в Пятигорске, на городском ипподроме. Сюда съехались почти 50 тысяч человек. На конях, в соответствии с эстетикой праздника, гарцевали и партийные руководители Северного Кавказа - Ефим Евдокимов, первый секретарь Северо-Кавказского крайкома, председатель крайисполкома Иван Пивоваров и зампредседателя Северо-Осетинского облисполкома Хасиев. Грандиозный парад объединил более 1500 джигитов, 1400 физкультурников, 600 велосипедистов, Осетии, Дагестана, Чечено-Ингушетии, Карачая, Черкесии, Кабардино-Балкарии, терское и донское казачество и даже цыганский колхоз «Труд Ромен». Автор: Александр Кузнецов, кинодокументалист, режиссер, участник возрождения казачьего движения на Ставрополье, один из создателей фильмов «Миротворцы, «Живи и веруй», «Казачий крест», «Память», «Дорогами истории. К 190-летию станицы Горячеводской». | |
|
Всего комментариев: 0 | |