Главная » Статьи » Мои статьи |
Церковные приходы станиц Пришибской, Котляревской, Александровской. История и современность История появления церковных приходов на территории нынешнего Майского района Кабардино-Балкарской республики напрямую связано с переселением казаков 2-го Малороссийского казачьего полка на Кавказскую линию в 1837-1838 годах. Для усиления охраны Военно-Грузинской дороги в 1837 году, военное командование приступило к заселению этого пространства двумя малороссийскими полками. Связано это было с посещением в 1837 году Кавказа Государем Императором Николаем I. По случаю Высочайшего посещения командир Кавказского корпуса приказал второму Малороссийскому казачьему полку, занимавшему с 1833 года верховья реки Малки, представится государю в укреплениях: Пришибском, Урухском, Ардонском и Архонском поэскадронно. После блистательного представления в вышеназванных укреплениях, второй Малороссийский полк был оставлен в них на постоянное место жительства. Для поселения были выбраны из обоих полков женатые казаки, а холостые переведены в 1-й полк, который тогда был переведен из Кубани во Владикавказ. Из казаков Малороссийских полков был сформирован 1-й Владикавказский казачий полк. К четырем станицам – крепостям Архонской, Ардонской, Урухской и Пришибской были добавлены еще военные поселения переведенные в статус станиц: Владикавказская, Николаевска, Александровская и Котляревская. В «Кратких сведениях об отдельных военных поселениях между Владикавказом и Екатериноградом на Военно-Грузинской дороге от 1 июля 1842 года» сказано, что на основании Высочайше утвержденного положения о военных поселениях на Кавказе от 10 октября 1837 года начато водворение военных поселян первоначально с наступлением весны 1838 года в двух отдельных селениях, а именно в Николаевском и Александровском, а с 1840 года – в селении Котляревском. После того как проект командира 2 Малороссийского полка полковника И. Г. Стоцкого о строительстве казачьих станиц 1 Владикавказского полка был высочайше одобрен, военное командование корпуса позаботилось о поддержании на должном уровне духовно-нравственного состояния казаков во вновь возводимых станицах. Большое внимание при этом уделялось сооружению в каждой станице церковного прихода. Однако, следует заметить, что по разного рода причинам в большинстве случаев это не всегда представлялось возможным сделать сразу же. Так, насчет церквей по линии было дано следующее распоряжение: в Николаевском поселении во имя Святого Николая Чудотворца – 6 декабря – день тезоименитства Императора Николая I; в Александровском – Святого Александра Невского 30 августа – день тезоименитства наследника Престола Александра Николаевича; в Ардонской станице – церковь Святого Великомучиника Георгия Победоносца – 23 апреля (даты по старому стилю Б. Э.) – день полкового праздника 2-го Малороссийского полка; в Архонской станице церковь во имя Светого Александра Невского – 23 ноября – день полкового праздника 1-го Малороссийского полка; в Урухской церковь во имя Покровов Божьей Матери – день эскадронного праздника 4-го эскадрона 1-го полка; в Пришибской станице – во имя Святого Архистратига Михаила – 8 ноября – день эскадронного праздника 3-го эскадронна 1-го полка; во Владикавказском поселении - церковь во имя Святой иконы Казанской Божьей Матери – 22 октября – день полкового праздника бывшего Владикавказского гарнизонного полка. Вместе с тем переданы: в Ардонскую станицу полковая походная церковь 2-го Малороссийского полка со Святым антиминсом от Полтавского архиепископа, и в Архонскую станицу – церковная утварь 1-го Малороссийского полка. Первоначально во втором Малороссийском полку на все четыре прихода был определен один полковой священник Максим Затворницкий, глубокая память о котором сохраняется до настоящего времени. В Николаевском военном поселении священником был назначен иеромонах Самуил бывавший не раз в сражениях. В Александровском поселении – военный священник Иоанн Соколов. В станицах, где образовывались приходские церкви, к общему станичному юртовому наделу прирезывалось по 300 десятин земли на нужды церкви. Земли эти находились в распоряжении самих станичных обществ. Получив церковный надел из общего юртового надела, община должна была передать в пользование станичного духовенства следующие участки земли: священнику – 2 пая (60 десятин) без различия иерархического положения в пахотных землях и других угодьях, а в сенокосных и лесных – сообразно иерархическому положению: священнику – 2 пая, дьякону – 1,5 пая (45 десятин), дьячку – 1 пай (30 десятин). Священнослужители могли пользоваться отводимыми им участками земли до тех пор, пока находились при исполнении своих обязанностей в станице. Они имели право и на получение казачьего пая на общих основаниях – «из-за принадлежности к числу войсковых граждан» той или иной станицы – из ее земельного довольствия. Земельный надел церковнослужителям выделялся либо в том месте, где и всем казакам, либо в месте, раз и навсегда закрепленном за церковью. В станице Пришибской, по имеющимся данным, церкви вначале не было построено. Так, в сведениях командира 1-го Владикавказского казачьего полка полковника М. С. Ильинского за 1846 год церковь в станице не значится. Христианские требы служились в специально отведенном для этого доме. Так как полковой священник Максим Затворницкий не всегда успевал посетить все вверенные ему в духовное кормление приходы, то основная нагрузка легла на плечи настоятеля церкви Святого Александра Невского, военного священника отца Иоанна Соколова. В 1849-1850 годах духовное кормление осуществлялось настоятелем церкви Святого Петра Афонского протоиереем Евфимием Лавровым. Позднее, построена была небольшая деревянная «переходная» церковь, освящённая 8 ноября 1850 года. И лишь в 1907 году была заложена постоянная кирпичная церковь, получившая имя Архистратига Михаила Архангела. Существует приговор (решение) на прошение Пришибской общины о выделении 14 тысяч рублей на окончание строительства каменной церкви из государственной казны. Сметная стоимость составляла: 24 тысячи рублей. Ссуда выделялась на 25 лет с подробным описанием об источниках погашения долга, которыми являлась аренда церковных земель. Согласно условиям аренды с 1 марта 1904 года по 1 марта 1909 года церкви Святого Архистратига Михаила Архангела принадлежала земля в количестве трёхсот десятин. Доходность составляла 600 рублей. Условия аренды заключались между Горбань Руфь Алексеевичем, урядником Кожуховским Матвеем Гавриловичем, казначеем Бардош Константином Андреевичем. При строительстве церкви было собрано пожертвование от населения в размере 10 тысяч рублей. Кирпич поставляли местные, кустарные заводы. На строительстве работало всё население станицы. Иконостас для церкви был заказан в Москве. Через два года 8 ноября 1909 года церковь Архистратига Михаила Архангела была освящена. По случаю торжественного события в станицу прибыл епископ Владикавказский и Моздокский Преосвященный Агапит. Вместе с благочинным отцом Дмитрием Кузнецовым и настоятелем церкви отцом Василием Стодеревским он освятил храм. Эта церковь и поныне стоит в северной части города Майского. Среди известных настоятелей церкви Архистратига Михаила Архангела имена, которых дошли до нашего времени значатся следующие: отец Иоанн Миловидов – 1864 год; протоиерей Василий Стодеревский конец XIX – 1912 год; отец Михаил Биткин – с 1912 – по январь 1929 года. Последним настоятелем церкви перед ее закрытием значится отец Василий Олюнин. В 1939 году решением партиийных органов и станичного совета церковь Святого Архистратига Михаила Архангела была закрыта. Существует Указ Президиума Верховного Совета КБАССР «О закрытии церкви в станице Пришибской» от 20 сентября 1939 года. Так читаем в документе: «Согласно решению общего собрания граждан станицы Пришибской о закрытии бездействующей в течении двух последних лет церкви и постановлению оргкомитета Президиума Верховного Совета КБАССР по Майскому району от 17 августа сего года, подтвердившему решение общего собрания граждан – церковь станицы Пришибской закрыть с использованием церковного здания для культурных целей». Храм был передан под склад сельскохозяйственной продукции колхоза «Урожайный», и лишь с началом Великой Отечественной войны возвращен верующим. Кто был первым настоятелем церкви, после ее возврата верующим в 1943 году, пока выяснить не удалось. Зато хорошо известны имена священнослужителей, начиная с конца 40-х годов. Так, в 50-е годы XX-го века приход окормлял отец Иосиф Голуб; с 20 сентября 1961 года по 30 декабря 1963 года отец Николай Останков; до 1970 года служил протоиерей Ксенофонт; с 1970 года по 2 января 1989 года – протоиерей Николай Бобылев; с 26 января 1989 по 7 июля 2002 года протоиерей Валентин Бобылев; с 7 июля 2002 по 17 октября 2007 года протоиерей Петр Кушурин. С 17 октября 2007 года настоятелем церкви Святого Архистратига Михаила Архангела назначен отец Михаил Самохин. В 1973 году при отце Николае Бобылеве была произведена реконструкция церкви. А в 1988 году обновлена роспись церкви. Вообще 1988 год был поворотным в жизни верующих – страна отмечала 1000-летие Крещения Руси. Именно с этого времени многое изменилось в жизни и верующих и церкви вообще. Первым священником Александровского военного поселения был назначен отец Иоанн Соколов, который начал свою службу в специально оборудованном под церковь деревянном доме. В 1841 году отец Иоанн отличился при обороне Александровского военного поселения от 3-х тысячного отряда чеченцев, прорвавшихся через Терек и совершивших налет. В последствии в центре площади станицы Александровской была построена маленькая деревянная на высоком каменном фундаменте с одним куполом церковь, получившая имя Святого Александра Невского. Освещена церковь была 30 августа 1850 года (в этот день по велению Петра Великого произошло перезахоронение мощей Великого князя и русского полководца Александра Невского в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. Б. Э.). В 1897 году священником в церкви значится отец Александер Кудрин. В 1901 году при отце Василии (в миру Василий Полянский-Кедров) была заложена новая кирпичная церковь. 27 августа 1910 года сооруженная церковь была освящена. По случаю торжественного события в станицу прибыл епископ Владикавказский и Моздокский Преосвященный Агапит. Вместе с настоятелем новой церкви отцом Леонтием Епихиным он освятил храм. Храм был пятиглавый, с высокой колокольней. По словам старожилов, храм был достаточно просторным, высоким и светлым. Особенно удачно были нарисованы сюжеты из евангельской истории: «Беседа Иисуса Христа с самарянкой», «Страшный суд над человечеством», «Посещение господом Марии», «Суд над Иисусом Христом в синедрионе», «Распятие Иисуса Христа», «Вознесение Господне» и др. Посреди храма висело трехъярусное художественной работы паникадило. Красиво был выполнен и иконостас. В годы революционных потрясений и гражданской войны священником был протоиерей отец Григорий Сысоев. Указом Президиума Верховного совета КБАССР от 20 мая 1939 года церковь Святого Александра Невского была закрыта. Патриотический подъем в годы Великой Отечественной войны вновь сблизил позиции церковных и государственных властей. По справке на конец 1943 года, возобновлена деятельность церкви в станице Александровской. В 60-х годах в эпоху гонений на религию церковь была закрыта, а впоследствии и разрушена. Единственной постройкой церковного подворья сохранившейся до настоящего времени является здание церковно-приходской школы. С начала 90-х годов настоятелем Александровского прихода был назначен отец Сергий Дмитриенко, силами которого заново был отстроен каменный храм Святого Александра Невского. Как и в других станицах будущего Майского района, в начале своего становления в станице Котляревской церковь еще не была построена, поэтому христианские требы исполнялись священником станицы Александровской. Первая деревянная переходная церковь Преподобного Петра Афонского, в честь небесного покровителя генерала Петра Котляревского была построена в 1849 году. Первым настоятелем церкви был назначен иерей отец Ефимий Лавров, которой прослужил в данной церкви до августа 1851 года, когда он был переведен в станицу Старо-Павловскую на место умершего своего тестя отца Герасима Хованского. В последующие годы священниками церкви Преподобного Петра Афонского были: Николай Любомудров с 1851 по 1855 годы; Илья Яковлев с 1855 по 1858 годы; Тимофей Бекаревич с 1858 по 1860 годы; Алексей Вертогрудский с 1861 по 1863 годы; Илларион Яблонский с 1864 по 1871 годы. Сведений о священнослужителях с 1871 года и по 1907 год обнаружено не было. Строительство новой кирпичной церкви началось в конце 90-х годов XIX века. Тогда станичным обществом было собрана сумма в размере 4500 рублей на строительство кирпичной церкви Покрова Божией Матери. Сумма оказалась недостаточной для завершения строительства и, казачья община станицы Котляревской обратилось в правление Терского Казачьего войска с просьбой о выделении ссуды в размере 3000 рублей. Правление Терского казачьего войска благосклонно отнеслась к просьбе станичного общества и выделила беспроцентную сумму в размере 3000 рублей на завершение строительства церкви. Строили церковь, как говорится всем миром. Каждый житель станицы вносил свою лепту в строительство. Кирпич поставлял свой станичный завод. В 1903 году строительство новой кирпичной церкви во имя Покрова Божией Матери было завершено. На освещение церкви прибыл Митрополит Владикавказский и Моздокский Владимир (Сеньковский Филарет Алексеевич). Церковь была возведена в лучших традициях византийского пятиглавого крестово-купольного стиля. Внутри церкви была прекрасная роспись, отличная акустика. Церковь имела богатую церковную утварь. Золотой и серебряной чеканки оклады икон. Красивую ограду. По словам старожилов, церковь считалась одной из красивейших в Терской области. И еще один факт – церковь Покрова Божией Матери стала первой кирпичной церковью на территории будущего Майского района, что подстегнуло другие казачьи общества начать строительства новых церквей у себя в станицах. В 1907 году священником церкви Покрова Божией Матери был назначен отец Николай Андриевский, который прослужил на своем посту до начала 1919 года, когда был расстрелян по приказу революционного военного трибунала XI Красной Армии. После гибели отца Николая христианские требы вел священник церки Святого Александра Невского - Василий Полянский-Кедров. Отца Василия сменил на посту отец Николай Семиновский. В 1929 году отец Николай Семиновский был лишен избирательских прав и выслан за пределы Северного Кавказа. Христианские требы в церкви Покрова Божией Матери служили поочередно священники станиц Александровской и Пришибской вплоть до середины 30-х годов XX века. Разрушена церковь была во времена воинствующего атеизма в 1936 году. Когда решением партийных органов станичного совета с церкви были сняты колокола и кресты, а после и сама церковь подверглась разрушению. Заново восстанавливать церковь стали через 60 лет после её разрушения в 1996 году. Для многих станичников и жителей Майского района Кабардино-Балкарской Республики строительство церкви стало знаковым явлением. Церковь возводилась методом народной стройки, свои средства в это богоугодное дело вложили не только православные, но и люди исповедующие другие религии. Строительство было возложено на отца Сергия Дмитриенко, который к тому времени имел уже свой приход в Станице Александровской - церковь Святого Александра Невского. Отцу Сергею пришлось одновременно совершать христианские требы в станице Котляревской и Александровской и вести строительство двух церквей. На посту настоятеля церкви Покрова Божией Матери отец Сергей Дмитриенко был с 10 мая 1993 года по 18 января 1997 год. Продолжил строительство приходской станичной церкви уроженец станицы Котляревской отец Виктор Мазур, который служил в церкви с 19 января 1997 года по 19 февраля 2003 года. В 1998 году строительство церкви Покрова Божией Матери было завершено. С 20 июня 2003 года настоятелем церкви был назначен отец Сергий Шевченко. С назначением отца Сергия Шевченко начались работы, как по внутреннему убранству церкви, так и по облагораживанию территории принадлежащей приходу. Правлением колхоза «Красная Нива» была возведена ограда вокруг церкви. Над созданием внутреннего убранства трудится Валерий Алексеев, который создал деревянный резной иконостас, ставший единственным в своем роде на Северном Кавказе. 29 октября 2008 года отца Сергия Шевченко сменил отец Димитрий Крапива. К концу XIX века славянское население края значительно пополнилось украинскими и русскими крестьянами – выходцами из разных губерний, образовавшими небольшие общины и хутора. В документах этого времени часты жалобы, что по бедности переселенцы не в состоянии строить и содержать храмы и священников. К счастью, находились благотворители. Так, в 1888 году нальчикский купец Иван Макарович Баранов на свои средства выстроил в поселке Цугулиевском деревянную на каменном фундаменте церковь с колокольней, а также деревянный дом для причта и школу. Вероятно, в память о небесном покровителе дарителя церковь была названа именем Святого Иоанна Богослова или по-другому Иоанно-Предтеченская. А само селение, согласно просьбе поселенцев было названо Ново-Ивановским. Священником вновь образованного прихода был назначен отец Сергий Верижский, он же стал и заведующим школой, учителем работала Мария Лоренц. После отделения церкви от государства в 1918 году храмы были оставлены верующим, а православные праздники наряду с мусульманскими вошли в общегражданский календарь. Спустя 10 лет положение стало меняться. Так, в отчетах благочинного за 1928 и 1929 годах приведены факты неурядиц в церковных приходах: пользуясь отсутствием договоров на пользование молитвенными зданиями, местные власти отбирали жилые дома священнослужителей и церковные помещения, священники и верующие подвергались оскорблениям со стороны должностных лиц. Согласно устным сведениям, в 1930 году была сожжена Иоанно-Предтеченская церковь в селении Ново-Ивановском. В 1991 году была освящена новая церковь в селе Ново-Ивановском. 16 лет настоятелем церкви был отец Александр Тарасов (до 10 декабря 2008 года). В настоящее время на территории Майского района действуют четыре православных прихода. В последние годы прихожан в церквях стало гораздо больше. Потянулись люди к истокам духовности, к вере в добро, в справедливость, к вечным человеческим ценностям. И если раньше это были в основном люди старшего поколения, то теперь все больше становится молодежи. Крепнет уверенность в нашем будущем, в том, что мы от безверия, через покаяние, придем к нравственному и моральному здоровью. 1. Терцы. Сборник исторических, бытовых и географическо-статистических сведений о терском казачьем войске. Составил войсковой старшина А. Ржевуский. Владикавказ: Типография областного Правления Терской области. 1888, с. 56-58. 2. Тютюнина Е. С. Православные храмы Кабардино-Балкарии.// Славянские чтения. Материалы второй научно-практической конференции. Май 1996 г. Нальчик, 1996, с.22- 23. 3. Терский календарь на 1909 год. Владикавказ, 1908, с. 24, 186. 4. ЦГВИА, ф. 62, оп. 1, д. 1, лл. 25-26 5. ЦГВИА, ф. 78, оп. 7, д. 82, л. 206; ф. 13454, оп. 6, д. 361, 1215. 6. ЦГА РСО-А, ф. 20, оп. 1, д. 2445, лл. 25 об. – 27. 7. ЦГА РСО-А, ф. 20, оп. 1, д. 500, л. 14. 8. ЦГА РСО-А, ф. 11, оп. 58, д. 1285, лл. 8-12. 9. ЦГА РСО-А, ф. 20, оп. 1, д. 1008, лл. 3-7 об. Статья была написана 2009 году к столетнему юбилею приходской церкви Архистратига Михаила Эдуард Бурда | |
Просмотров: 29720 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |