Главная » Статьи » Мои статьи |
Философ и педагог Григорий Сковорода Странствующий философ, поэт, баснописец и педагог Григорий Саввич Сковорода родился 22 ноября 1722 года в окрестностях Полтавы в сотенном селе Чернухи Лубенского полка в семье малоземельного казака Саввы Сковороды и его жены Пелагеи Степановны Шангиреевой, дочерью Степана Шан-Гирея, потомка крещенного крымского татарина, служившего казаком в Каневском полку. По отцовской линии Григорий Сковорода был связан с казачьим духовенством. О ранних годах жизни Григория Сковороды достоверных сведений не сохранилось. Начальное образование он получил в сельской приходской школе, где «по седьмому году от рождения приметен был склонностию к богочтению, дарованием к музыке, охотою к наукам и твердостию духа». Почувствовав склонность мальчика к наукам, отец отправил его учиться в Киев. Согласно архивным исследованиям, он поступил в Киевскую духовную академию в 12 лет и учился в ней с перерывами с 1734 по 1741 и с 1744 по 1745 годы. Первый период обучения закончился тем, что в сентябре 1741 года Григорий Сковорода по настоянию псковского епископа митрополита Рафаила Заборовского прибыл в Глухов вместе с тремя музыкантами: Стефаном Тарнавским, Иваном Тимофеевым и Калеником Даниловым. Там он прошел конкурсный отбор и был отправлен назначенным по приказанию обер-прокурора Ивана Ивановича Бибикова уставщиком Гаврилой Матвеевым в придворную певческую капеллу в Санкт-Петербург. К тому времени в столице проживал его двоюродный брат по материнской линии Шангиреевых – Игнатий Кириллович Полтавцев, служивший полковником и затем ставший крупным вельможей в должности камер-фурьера при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Будущий философ прибыл в Санкт-Петербург в декабре 1742 года. В качестве придворного певчего Сковорода поселился в Придворной капелле близ Зимнего дворца. Его годовое жалование составляло 25 рублей, что по тем временам было большой суммой, при этом родители его освобождались от налогообложения. Будучи певчим, Григорий Савич сблизился с фаворитом императрицы, графом Алексеем Разумовским, происходившим, как и Сковорода, из малоземельных днепровских казаков. В этот период он часто гостит в имениях Разумовских и Полтавцевых. В 1744 году Сковорода прибыл в составе свиты императрицы Елизаветы Петровны в Киев, там он получил увольнение с должности певчего в звании придворного уставщика, с тем, чтобы продолжить обучение в Киевской духовной академии. Будучи в академии, Григорий Саввич слушал лекции известных тогда философов и богословов Георгия Конисского и Мануила Казачинского. Большое влияние на него оказала жизнь знаменитого киевского путешественника и паломника Василия Григоровича-Барского, объездившего практически всю Европу и Ближний Восток и вернувшегося в Киев за месяц до своей смерти. Желая постранствовать по миру, Сковорода в 1746 году отправился за границу в качестве церковника при близком друге и сподвижнике графа Алексея Григорьевича Разумовского генерал-майоре Федоре Степановиче Вишневском, в составе русской миссии в Токай. Целью миссии была закупка токайских вин для императорского двора. Числясь при токайской миссии, Сковорода с разрешения генерал-майора Вишневского имел возможность надолго отлучаться и путешествовать: «…поехать из Венгрии в Вену, Офен (ныне Буда), Презбург (ныне Братислава) и прочия окольныя места». За три года Григорий Саввич побывал в Польше, Венгрии и Австрии. По некоторым данным, также посетил Пруссию и Италию. Во время своих европейских поездок он сумел «доставить себе знакомство и приязнь ученых, а с ними новые познания, каковых не имел и не мог иметь в своем отечестве». Также значительно усовершенствовался во владении языками – латынью, греческим и немецким. В начале 1750 года Григорий Саввич Сковорода вернулся из заграничного путешествия в Киев и к занятиям в Академии. По приглашению епископа Переяславского Никодима Скребницкого он некоторое время в 1753 году преподавал в Переяславском коллегиуме. Став преподавателем, Григорий Саввич должен был позаботиться о составлении собственной учебной «системы». По указанию епископа Никодима он написал «Руководство о поэзии» - трактат по теории стихосложения. Составленный Сковородой учебный курс вызвал недовольство епископа, который потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет «по старине». Но Сковорода с требованием не согласился, и, несмотря на замечания, продолжал читать свой курс, ни буквы в нем, не изменив. Епископ затребовал от упрямого учителя объяснения в консисторском (церковном) суде. Григорий Саввич представ перед членами церковного суда, ответил, что в своих суждениях о поэзии он исходил из мнения людей, знающих свой предмет, а не из любительских впечатлений лиц несведущих и процитировал латинскую пословицу: «Alia res sceptrum, alia plectrum», то есть: Одно дело пастырский жезл, а иное – пастушья свирель. Это было расценено епископом Никодимом как непростительная дерзость, что послужило поводом для увольнения Сковороды из Переяславского коллегиума при духовной семинарии в1754 году. В том же 1754 году Сковорода стал домашним учителем четырнадцатилетнего дворянского юноши Василия Томары – сына переяславского казачьего полковника греческого происхождения Степана Ивановича Томары, одного из богатейших тогда малороссийских помещиков проживавших в селе Коврай близ городка Золотоноша. Однако отношения Григория Саввича с семьей Томары не сложились, несмотря на вполне достойную оплату учительского труда и прекрасные отношения с учеником. Полковник Степан Томара смотрел на учителя свысока, а его жена Анна Васильевна не считала Сковороду достойным наставником для сына. Однажды, когда недовольный своим учеником Сковорода в шутку назвал его «свиной головой», мать ребенка подняла скандал. В результате этого инцидента Григорий покинул имение Томары до окончания контракта. Уйдя из имения Степана Томары он некоторое время проживал в Переяславле и получив от старого приятеля Алексея Сохи из Москвы письмо отправился в том же 1754 году в первопрестольную вместе с ехавшим из Киева в Славяно-греко-латинскую академию иеромонахом Владимиром Каллиграфом и будущим префектом Московской академии и епископом Вологодским Иваном Братановским. Известно, что Владимир Каллиграф, получивший в Москве, как и Братановский, назначение префекта, вез с собой труды Эразма Роттердамского и Лейбница. Вполне возможно, что в пути Григорий Сковорода ознакомился с этими сочинениями. В Москве Григорий Сковорода нашел приют в Троице-Сергиевой лавре, где прожил около года с 1755 по 1756 год. Здесь он сблизился с «многоученым» настоятелем Кириллом Лящевецким. Как и Сковорода Лящевецкий происходил из казаков и проходил в молодости обучение в Киевской духовной академии. В это же время в Троице-Сергиевой лавре казначеем был епископ Нижегородский и Алатырский Феофан Чарнуцкий, происходивший, как и Сковорода из села Чернухи. По всей видимости, это обстоятельство благоприятствовало пребыванию Григория Саввича в Троице-Сергиевой лавре, в которой он не только имел приют, но и пользовался библиотекой. В частности, греческие литературные памятники из Троице-Сергиевой лавры заложили основу для написания Сковородой произведения «Сад божественных песней». Настоятель Кирилл Лящевецкий, отмечавший образованность философа, предлагал Григорию Сковороде остаться в Троице-Сергиевой лавре и занять в ней должность библиотекаря, но философ, желавший продолжить странствие, отказался от этого предложения. В дальнейшем Сковорода поддерживал с Кириллом Лящевецким дружескую переписку. Еще будучи в Троице-Сергиевой лавре Григорий Сковорода получил известие о том, что Степан Томара просит у него прощения и приглашает вернуться в Каврай, чтобы продолжить обучение его сына Василия. Томара даже обратился к общим знакомым, чтобы убедить философа вернуться, поскольку сын его скучает по Григорию, и сам родитель очень сожалеет о потере такого хорошего учителя. Ради мальчика Сковорода вернулся в имение Томары и прожил там до 1758 года. Впоследствии его ученик Василий Степанович Томара вошел в историю как сенатор и действительный тайный советник, проявивший себя как видный русский дипломат в Турции и на Кавказе. Также Василий Томара сформировался как самобытный мыслитель, его философские воззрения отчетливо перекликались с духовными размышлениями самого Григория Саввича, что нашло отражение в воспоминаниях о нем сардинского дипломата Жозефа де Местра. В период жизни в имении Томары в Коврае Григорий Сковорода начал по-настоящему сочинять стихи – не по заказу для торжественных случаев, а от души. Когда позднее Сковорода решил собрать все, что было написано когда-то в «коврайские годы», он выделил тридцать стихотворений в отдельный сборник. Так появился «Сад божественных песней». В 1759 году Григорий Сковорода получил приглашение от архиерея Иоасафа (Горленко) и прибыл в Слободскую губернию для ведения преподавательской деятельности в Харьковском коллегиуме. После окончания учебного года ему было предложено принять монашеский постриг. Постриг открыл бы перед Сковородой дорогу к высшим церковным званиям, однако он отказался и покинул коллегиум. Около двух лет Сковорода прожил в окрестностях Белгорода, зазванный в гости знакомым помещиком из села Старица. Об этих годах жизни философа практически ничего неизвестно. Где-то весной 1762 года Григорий Саввич познакомился с 17-летним харьковским студентом-богословом Михаилом Ивановичем Коваленским, который стал его ближайшим учеником и другом, хотя разница в возрасте между ними составляла 23 года. Ради Коваленского философ снова возвращается в Харьковский коллегиум. Вместо прежней должности он испросил себе синтаксический класс (где числился Коваленский), а также взялся преподавать греческий язык. С сентября 1762 по июнь 1764 года вокруг Сковороды формируется целый круг учеников и сподвижников – в основном, из детей священнослужителей, которые были друзьями Михаила Коваленского, либо состояли с ним в родстве. После смерти архиерея Иоасафа новым архиереем стал Порфирий (Крайский), у которого Сковорода не пользовался благосклонностью. В 1764 году после окончания учебного года Сковорода был вынужден покинуть Харьковский коллегиум. Спустя несколько лет Григорий Саввич Сковорода сближается с харьковским губернатором Евдокимом Алексеевичем Щербининым. В 1768 году он вновь возвращается в Коллегиум - по инициативе Евдокима Щербинина, который своим приказом назначил его на должность преподавателя катехизиса - «курса добронравия» - особых «прибавочных классов», которые предназначались для обучения в них дворянской молодежи. Сковорода увлекся предложением, составил план курса и за короткий срок написал вступительную лекцию, назвав ее «Начальная дверь ко христианскому добронравию». Пребывание в коллегиуме с его строгими устоями никак не повлияли на деятельность философа. Сковорода учил молодежь не религиозным догматам, а «поиску в себе человека», и под видом Закона Божьего преподавал курс христианской этики. Подобная самодеятельность философа вызывала раздражение у руководства коллегиума. К тому же епископ митрополит Самуил был с самого начала недоволен тем, что катехизис читает светский человек. Критически оценив курс философа, митрополит весной 1769 года уволил Сковороду. После этого Григорий Саввич к преподавательской деятельности более не возвращается. После увольнения Григорий Сковорода по большей части вел жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Малороссии, Приазовью, Слободской, Воронежской, Орловской и Курской губерниям. Изюм, Бурлук, Бабаи, Гусинка, Дисковка, Купянск, Маначиновка, Чугуев, Липцы, Должок, Ивановка − вот далеко не полный список городских и сельских населенных пунктов, в которых жил Сковорода с шестидесятых годов. На протяжении 25 лет жизни Григорий Саввич проповедовал свои взгляды среди народа, в которых он призывал развивать у человека навыки и не возводить в культ вещи. В простой одежде, с самыми необходимыми вещами и книгами в котомке, философ путешествовал по южным губерниям Российской империи, останавливаясь на время там, где были умные собеседники. В первый же год по увольнению из коллегиума Григорий Саввич поселился недалеко от Харькова в селе Гужинском, в небольшом домике на территории лесной пасеки. Здесь он написал такие философские произведения, как «Асхан» и «Наркис». После Сковорода переехал в село Гусинку недалеко от города Изюма Харьковской области. Там он также поселился на лесной пасеке, что находилась на территории имения Розальон-Сошальских. В 1774 году Григорий Сковорода, будучи в имении Евдокима Щербинина в селе Бабаи написал «Басни харьковские» и посвятил их станционному смотрителю города Острогожска Афанасию Панкову. Сын Афанасия Панкова Иван был в числе студентов, слушавших лекции Григория Саввича в Харьковском коллегиуме. В Острогожске жил близкий друг философа художник Яков Иванович Долганский, который в диалогах Сковороды фигурирует под именем «Яков». В переписке Григория Саввича сохранилось множество свидетельств его дружеских связей с целым рядом слободских художников, в частности, с художником Семеном Никифоровичем Дятловым, автором акварельных рисунков к его труду «Алфавит, или Букварь Мира». В том же 1774 году Сковорода некоторое время жил у сотника Алексея Авксентиева в Лисках. Находясь в близких отношениях с харьковским дворянином вахмистром Ильей Мечниковым, предком знаменитых ученых Ильей и Львом Мечниковыми, Григорий Сковорода часто останавливался у него погостить в имении Купянска. Позже воспоминания вахмистра и его сына Евграфа Мечникова легли в основу биографии Сковороды, составленной Густавом Грессом де Кальве, женатом на дочери Ильи Мечникова – Серафиме. С середины 1770-х годов Григорий Сковорода проводил много времени в Воронежской губернии у близких друзей помещиков Тевяшовых, в доме которых «отогревался душой и телом». Диалог «Кольцо» и следом за ним «Алфавит, или Букварь мира» Сковорода в 1775 году посвятил «Милостивому государю Владимиру Степановичу, его благородию Тевяшову». «Икону Алкивиадскую», законченную в 1776 году, Сковорода адресует отцу Владимира — Степану Тевяшову. Ему же посвящен переведенный Григорием Саввичем с латинского языка диалог Цицерона «О старости». В 1781 году Сковорода едет в Таганрог к брату своего любимого ученика Михаила — Григорию Коваленскому. В Таганроге философ провел в общей сложности около года. В 1787 году Григорий Саввич пишет притчи «Благодарный Еродий», который был им посвящен художнику Семену Никифоровичу Дятлову и «Убогий жаворонок» и посвящает ее купянскому помещику Федору Ивановичу Дискому. В 1790 году Сковорода заканчивает перевод с греческого языка «Книжечки о спокойствии души» Плутарха и посвящает ее своему старому другу, секунд-майору Якову Михайловичу Донцу-Захаржевскому, предводителю харьковского дворянства, происходившему из казачьей старшины Донского и Запорожского Войск. В обращении к другу Григорий Саввич писал: «Примите милостиво от человека, осыпаннаго Вашими милостьми и ласками, маленький сей, аки лепту, дарик, маленькое зеркальце благодарности». В 1790-х годах Сковорода сблизился архимандритом Знаменского монастыря Амвросием. В годы странствий Григорий Сковорода стал окончательно расходится в своих суждениях с догмами церкви. Белгородский протоиерей Иван Трофимович Савченков, находившийся в дружеской переписке с философом, с сожалением высказывался о том, что Сковорода в старости не признавал ни постов, ни обрядов, называя их «хвостами», которые надобно отсечь. В своей философии Сковорода был близок к пантеизму, поскольку подобно Спинозе отождествлял Бога и «всеобщую мати нашу натуру». При этом натура определяется как «римское слово» синоним слов природа или естество, которое во всей своей целостности также может быть названо миром, который безначален. В своих воззрениях Григорий Саввич весьма терпимо относился к язычеству, видя в нем подготовку человеческого рода к принятию христианства: «Языческие кумиры или капища суть то же, что и храмы Христова учения и школы». По отношению к религии он предлагал средний путь между «курганами буйного безбожия» и «подлыми болотами рабострастного суеверия». Мировоззрение у Сковороды состояло из трех миров: макрокосмоса (вселенной), микрокосмоса (человека) и некоего «символичного мира», связующего большой и малый миры, идеально их в себе отражающего посредством священных текстов. Каждый из этих миров у Григория Саввича состоит из «двух естеств» - видимой и невидимой, материи и формы, «сиречь плоть и дух». При этом Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений он написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа». В 1791 году Сковорода проживал в селе Ивановка. Там он написал свой последний философский диалог «Потоп Змиин», который философ посвятил своему ученику Михаилу Коваленскому. Также находясь в селе Ивановка, он приводит свои рукописные труды в порядок. Весь следующий 1792 года Сковорода провел под Купянском в селе Гусинка. В 1793 году, перейдя 70-летий рубеж, Сковорода собирает все свои рукописи, чтобы перед смертью передать их любимому ученику. В тот момент Коваленский жил в Орловской губернии. Несмотря на слабость и преклонный возраст, Сковорода отправился туда, хотя и опасался умереть по дороге. В августе 1794 года он приезжает в имение Михаила Коваленского и передает ему все свои рукописи, после чего отправляется обратно на юг. Григорий Саввич Сковорода скончался 29 октября 1794 года в доме коллежского советника Андрея Ковалевского в селе Ивановка Харьковской губернии. Там же и был похоронен. Согласно его завещанию, на надгробии философа сделали надпись: «Мир ловил меня, но не поймал». Кандидат исторических наук Эдуард Бурда Иллюстрации: 1. Григорий Саввич Сковорода. 2. Казак с люлькою. Этюд картины Козацька душа, Художник Михаил Добронравов, 1955 год. 3. Григорий Саввич Сковорода в пути. Художник Ижакевич И. С., 1994 год. | |
Просмотров: 742 | |
Всего комментариев: 0 | |