Разделы
Категории раздела
Помощь сайту
Поиск
Вход на сайт

Главная » Статьи » Мои статьи

Фотограф и изобретатель Иван Васильевич Болдырев
Фотограф и изобретатель Иван Васильевич Болдырев

Фотограф и изобретатель Иван Васильевич Болдырев родился 9 сентября 1850 года в бедной казачьей семье станицы Терновской Области Войска Донского. По его собственным воспоминаниям, поздно освоил грамоту и должен был получить должность писаря, но выбрал другой путь. Позднее он так объяснил свой главный жизненный выбор: «Любя с малых лет мастерство, я решил научиться фотографическому делу, которое скорее могло дать мне денежные средства к существованию, а также и доступ в друге города».
Скопив небольшую сумму денег, в августе 1869 года Иван Болдырев покинул родную станицу и уехал в Новочеркасск, где поступил учеником к фотохудожнику Черепахину Елисею Григорьевичу. Здесь в фотоателье, он освоил азы редкой в те времена профессии, довольно скоро вполне профессионально начал выполнять основные виды фоторабот. В 870 году Болдырев сделал первое изобретение – «универсальный объектив», с помощью которого он снимал свои первые портреты, в частности артистов Новочеркасского театра.
Окрыленный успехом и результатами своих первых фотосъемок, Иван Болдырев в 1872 году отправился в Санкт-Петербург. В столице он работал помощником и ретушером в фотоателье, принадлежавшем успешному портретисту и пейзажному фотографу Альфреду Федоровичу Лоренсу, и посещал рисовальные классы Общества поощрения художников. Жизнь в столице не баловала его. Работая ретушером и помощником фотографа, он почти весь свой заработок тратил на дорогостоящие фотоматериалы и эксперименты по усовершенствованию фотосъемки и фототехники.
В 1873 году он познакомился с историком искусства и критиком Владимиром Васильевичем Стасовым, который в то время был заведующим художественным отделом Императорской Публичной библиотеки, куда поступали произведения графики, российские и зарубежные фотографические издания. Стасов в ту пору занимался составлением каталога фотографий, хранящихся в библиотеке. Маститый искусствовед и художественный критик смог разглядеть в Болдыреве талант фотохудожника и принял активное участие в его судьбе. Владимир Васильевич помог никому неизвестному, молодому фотографу с заказами, неоднократно рекомендуя его состоятельным и знаменитым заказчикам. Так, например, сохранилось письмо, в котором Владимир Васильевич Стасов писал меценату и коллекционеру Павлу Михайловичу Третьякову: «…очень прошу Вас допустить к снятию фотографий нашего отличного фотографа Ив. Вас. Болдырева, известного по превосходным его снимкам…».
В 1874 году Иван Васильевич Болдырев поступил, в качестве вольнослушателя, в Императорскую Академию художеств, окончить которую из-за материальных трудностей ему не удалось. В следующем году он возвращается на родину.
В 1875-1876 годах Иван Болдырев путешествует с фотоаппаратом по станицам Цымлянской, Кумшшацкой, Есауловской и другим станицам и хуторам, запечатлевая жизнь своих земляков – донских казаков. В результате этой поездки появилось собрание снимков, озаглавленное им как «Виды и типы 2-го донского округа, снятые в 1875-76 годах». Эти снимки стали подлинными документами, повествующими о жизни донского казачества, его нравах и обычаях.
«Донские альбомы» Ивана Болдырева это уникальное явление в истории отечественной фотографии, интерес к ним не ослабевает вот уже более века, причем носит он не только этнографический, познавательный характер, но и незаурядность авторского видения, умение дать образную характеристику изображенного пейзажа, группового действия или человека.
Вернувшись в 1877 году в Санкт-Петербург, Иван Васильевич Болдырев привез с собой два альбома Донских снимков, этнографическую и художественную ценность которых высоко отметили специалисты и любители искусства. Владимир Васильевич Стасов так отозвался о работах Ивана Болдырева: «Многие из этих групп являются настоящими «бытовыми картинами» в малых размерах, точно созданными талантливым художником». Позже, один альбом приобрела Императорская Публичная библиотека, другой – Русское географическое общество.
Сам же Иван Васильевич считал себе не фотохудожником, а в первую очередь изобретателем. Он сутками напролет с завидным упорством бился над созданием универсального короткофокусного объектива. Испытывая различные комбинации стекол, Болдырев получил простой, но весьма удачный объектив, который позволял получать вполне приличное изображение. По рекомендации V отдела Императорского Русского технического общества фотообъектив Ивана Болдырева в 1878 году в присутствии Дмитрия Ивановича Менделеева и других ученых был испытан в фотоателье Андрея Ивановича Деньера и показал удивительный результат, «позволяющий при портретной групповой съемке передавать не только линейную, но и воздушную перспективу». Однако, несмотря на столь высокие отзывы, эксперты V отдела отказали изобретателю в отправке его «двухдюймового фотообъектива» на Всемирную выставку в Париж.
С 1878 года Болдырев регулярно работал в петербургской Императорской Публичной библиотеке, снимая для нее интерьеры, здания и создавая портреты ученых. В 1879 году Владимир Васильевич Стасов с целью сохранить для потомков полноценную информацию об уникальном памятнике архитектуры – Бахчисарайском дворце – предложил Болдыреву произвести там фотосъемки. Уникальный памятник татарской архитектуры XV-XVI веков - Ханский дворец – к тому времени был еще мало изучен. С интересом и азартом Иван Васильевич принялся за работу. Три месяца, с октября по декабрь, он занимался только фотографированием дворца. Фотограф сумел в своих работах показать не только дворец в окружении ландшафта, но и передать уникальную атмосферу места. Он создал панорамные композиции, в которые включил части архитектурных сооружений и окружающих дворец плодовых садов. Созданные им снимки являлись не просто фотофиксацией внешнего облика памятника архитектуры, но и его наиболее интересных интерьеров.
Создание таких снимков в ту пору было нелегкой задачей. Несовершенство негативного материала создавало немало трудностей для получения полноценного изображения при съемке объектов с большой контрастностью. В ту пору все негативы фотографий изготовлялись на основе стекла. Но у стекла были два существенных недостатка, оно тяжелое и хрупкое. В 1880 году Иван Васильевич Болдырев предложил новый тип фотоматериала – мягкую пленку. Она обладала замечательными свойствами: «эластична настолько, что ни свертывание в трубочку, ни сжимание в комок не могут заставить ее искривиться», - так писали тогда газеты об изобретении Болдырева. Проведенные им публичные опыты по использованию смоловидной пленки были восприняты доброжелательно.
В 1882 году Болдырев участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, показав около 50 фотографий и, пожалуй, и свое изобретение – смоловидную пленку. Тогда он был удостоен бронзовой медали «за фотографические снимки, сделанные особыми, придуманными экспонентом способами и приемами».
В 1885 году Болдырев со своей «смоловидной пленкой» принял участие в Международной выставке изобретений и усовершенствований в Лондоне.
Но внедрить в практику свое изобретение ему не удалось, как не удалось и получить на него патент, у казачьего изобретателя не нашлось 150 рублей, которые требовались для регистрации его изобретения. В том же 1885 году в США удачливый предприниматель Джордж Истмен на своем ставшем вскоре знаменитым на весь мир предприятии «Eastman Kodak», начал внедрять использование в фотоаппаратах изобретения, предложенного Иваном Васильевичем Болдыревым, и в 1889 году наладил производство фотопленки на гибкой подложке.
Помимо короткофокусного объектива и гибкой «смоловидной ленты», Болдырев в 1889 году сконструировал точно действующий моментальный фотозатвор для объектива, который на заседании Императорского Русского технического общества в 1889 году был признан «лучшим из всех имеющихся в продаже».
С помощью своего короткофокусного фотообъектива и моментального фотозатвора Иван Васильевич Болдырев достиг «заметных успехов при фотосъемке пейзажа из окна вагона поезда и портретов». Одержимый своими новаторскими усовершенствованиями в фототехнике он не до конца осознавал значение своей деятельности в качестве фотографа, в которой он явно преуспевал. Помимо перечисленных Донского и Бахчисарайского альбомов его творчеству принадлежит альбом «Фотографии с натуры» отснятый в период с 1874 по 1880 годы. В 1880-е году Болдырев создал серию снимков антрацитного рудника Ивана Семеновича Кошкина, представляющий безусловный интерес как пример ранней русской индустриальной фотографии, созданной в условиях низкой освещенности. Кроме того Ивану Васильевичу также принадлежит отснятая в конце 1880-х годов серия фотографий, посвященных деятельности видных петербургских врачей Сергея Петровича Боткина, Нила Ивановича Соколова и их коллег.
В 1888 году его работы выставлялись на Первой фотографической выставке и заслужили похвальный отзыв Императорского Русского технического общества «за фотографирование при искусственном свете художественно составленных сцен». В 1898 году, на Пятой фотографической выставке Иван Васильевич Болдырев показал свои работы российской публике последний раз.
Сведения о дальнейшей судьбе Ивана Васильевича Болдырева крайне скудны. По дошедшим до нашего времени отрывочным сведениям известно, что он продолжал заниматься фотосъемкой и пытался продолжить работы по техническому усовершенствованию фототехники. Когда и где окончил свои дни талантливый фотохудожник и изобретатель доподлинно не известно.

Кандидат исторических наук
Эдуард Бурда

Иллюстрации:
1. Фотограф и изобретатель Иван Васильевич Болдырев.
2. Иван Болдырев. Автопортрет, 1878 год.
3. Фотография Ивана Болдырева из цикла Донской альбом.
4. Фотография Ивана Болдырева из цикла Донской альбом. Донской казак с женой. 1875-1876 гг.
5. Фотография Ивана Болдырева из цикла Донской альбом. 1875-1876 гг.
Категория: Мои статьи | Добавил: mamay69 (24.08.2023)
Просмотров: 901 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0