Главная » Статьи » Мои статьи |
Из истории приходского храма г. Майского Архистратига Михаила Архангела «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». (Мф. 4,4). Этим, словом Господа нашего Иисуса Христа всегда руководились русские люди в старые времена. Этою Божественною мудростью была одухотворена и жизнь царя, помазанника Божья, и беднейшего пахаря. На этой великой основе воздвигалась, крепла и росла Россия. История церкви Святого Михаила Архангела неразрывно связана со строительством станицы Пришибской. В 1822 году при создании Кордонной Кавказской казачьей линии на территории Кабарды создаётся ряд военных укреплений, названных впоследствии «Кабардинской линией». По левому берегу Терека закладываются укрепления: Заречное, Пришибское, Урухское, Урванское, Кызбурунское (Баксанское) и др., с подчинением их Управлению Кабардинской линии в слободе Нальчик. Начало строительства Кабардинской линии связано с именем проконсула Кавказа – генерала А.П. Ермолова. Главной задачей для этих укреплений была пограничная служба и охрана новой ветви Военно-Грузинской дороги, построенной в 1825 году, и, проходившей от станицы Екатериноградской по левому берегу Терека до Владикавказа, минуя Моздок. Укрепление Пришибское было построено на месте казачьего поста «Пришиб» (на казачьем наречии «Пришиб» означает крутой поворот реки), располагавшегося в 15 верстах от паромной переправы через реку Малку, напротив станицы Екатериноградской и известного с 1819 года. Пришибское укрепление становится первым военным укреплённым поселением на новом тракте Военно-Грузинской дороги, где следовавшие в Грузию войска, почтовые кареты и экипажи делали остановку для отдыха. На Кабардинской линии в это время несли службу солдаты регулярной армии и казаки с Дона и старых Гребенских станиц. Для усиления охраны Военно-Грузинской дороги в 1837 году, военное командование приступило к заселению этого пространства двумя малороссийскими полками. Связано это было с посещением в 1837 году Кавказа Государем Императором Николаем I. По случаю Высочайшего посещения командир Кавказского корпуса приказал второму Малороссийскому казачьему полку, занимавшему с 1833 года верховья реки Малки, представится государю в укреплениях: Пришибском, Урухском, Ардонском и Архонском поэскадронно. После блистательного представления в вышеназванных укреплениях, второй Малороссийский полк был оставлен в них на постоянное место жительства. Для поселения были выбраны из обоих полков женатые казаки, а холостые переведены в 1-й полк, который тогда был переведен из Кубани во Владикавказ. После того как проект командира 2 Малороссийского полка полковника И.Г. Стоцкого о строительстве казачьих станиц 1 Владикавказского полка был высочайше одобрен, военное командование корпуса позаботилось о поддержании на должном уровне духовно-нравственного состояния казаков во вновь возводимых станицах. Большое внимание при этом уделялось сооружению в каждой станице церковного прихода. Однако, следует заметить, что по разного рода причинам в большинстве случаев это не всегда представлялось возможным сделать сразу же. Так, насчет церквей по линии было дано следующее распоряжение: в Николаевском военном поселении было решено возводить церковь во имя Святого Николая Чудотворца, приходской праздник отмечался 6 декабря (все даты по старому стилю Б. Э.) – в день тезоименитства Императора Николая I; В Александровском военном поселении – во имя Святого Александра Невского 30 августа – день тезоименитства наследника Престола Александра Николаевича; В Ардонской станице – церковь Святого Великомучиника Георгия Победоносца – 23 апреля – день полкового праздника 2-го Малороссийского полка; В Архонской станице церковь во имя Святого Александра Невского – 23 ноября – день полкового праздника 1-го Малороссийского полка; В Урухской церковь во имя Покровов Божьей Матери – день эскадронного праздника 4-го эскадрона 1-го полка; В Пришибской станице – во имя Святого Архистратига Михаила – 8 ноября – день эскадронного праздника 3-го эскадронна 1-го полка; Во Владикавказском военном поселении - церковь во имя Святой иконы Казанской Божьей Матери – 22 октября – день полкового праздника бывшего Владикавказского гарнизонного полка. Вместе с тем переданы: в Ардонскую станицу полковая походная церковь 2-го Малороссийского полка с Святым антиминсом от Полтавского архиепископа, и в Архонскую станицу – церковная утварь 1-го Малороссийского полка. Первоначально во втором Малороссийском полку на все четыре прихода (станицы Пришибская, Урухская, Архонская и Ардонская) был определен один полковой священник Максим Затворницкий, глубокая память о котором сохраняется до настоящего времени. В Николаевском военном поселении священником был назначен иеромонах Самуил бывавший не раз в сражениях. В Александровском поселении – военный священник Иоанн Соколов. В станицах, где образовывались приходские церкви, к общему станичному юртовому наделу прирезывалось по 300 десятин земли на нужды церкви. Земли эти находились в распоряжении самих станичных обществ. Получив церковный надел из общего юртового надела, община должна была передать в пользование станичного духовенства следующие участки земли: священнику – 2 пая (60 десятин) без различия иерархического положения в пахотных землях и других угодьях, а в сенокосных и лесных – сообразно иерархическому положению: священнику – 2 пая, дьякону – 1,5 пая (45 десятин), дьячку – 1 пай (30 десятин). Священнослужители могли пользоваться отводимыми им участками земли до тех пор, пока находились при исполнении своих обязанностей в станице. Они имели право и на получение казачьего пая на общих основаниях – «из-за принадлежности к числу войсковых граждан» той или иной станицы – из ее земельного довольствия. Земельный надел церковнослужителям выделялся либо в том месте, где и всем казакам, либо в месте, раз и навсегда закрепленном за церковью. В станице Пришибской, по имеющимся данным, церкви вначале не было построено. Так, в сведениях командира 1-го Владикавказского казачьего полка полковника М. С. Ильинского за 1846 год церковь в станице не значится. Христианские требы служились в специально отведенном для этого доме. Так как полковой священник Максим Затворницкий не всегда успевал посетить все вверенные ему в духовное кормление приходы, то основная нагрузка легла на плечи настоятеля церкви Святого Александра Невского, военного священника отца Иоанна Соколова. В 1849-1850 годах духовное кормление осуществлялось настоятелем церкви Святого Петра Афонского протоиереем Евфимием Лавровым. Позднее, построена была небольшая деревянная «переходная» церковь, освящённая 8 ноября 1850 года. Существует мнение что возведение каменной церкви способствовало то обстоятельство, что побывав во время Русско-Турецкой войны в городе Софии в 1878 году пришибские казаки увидев красоту православных храмов решили возвести у себя в станице такой же величественный храм. Это ошибочное мнение. Возведению храма способствовала экономическая подоплека. После окончания Кавказской войны и выхода целого ряда уложений о Кавказских казачьих войсках, а также модернизационные процессы, проходившие в России с начала 1860-х годов способствовавших быстрому экономическому росту казачьих станиц, подвигли казаков к возведению в станицах каменных церквей и школ. Так в станице Котляревской каменная церковь в честь Покровов Божьей Матери была построена в 1903 году, в станице Александровской в честь Святого Александра Невского в 1910 году. В станице Пришибской постоянная кирпичная церковь во имя Святого Архистратига Михаила Архангела была заложена в 1907 году. Существует приговор (решение) на прошение Пришибской общины о выделении 14 тысяч рублей на окончание строительства каменной церкви из государственной казны. Сметная стоимость составляла: 24 тысячи рублей. Ссуда выделялась на 25 лет с подробным описанием об источниках погашения долга, которыми являлась аренда церковных земель. Согласно условиям аренды с 1 марта 1904 года по 1 марта 1909 года церкви Святого Архистратига Михаила Архангела принадлежала земля находящаяся в следующих границах: на реке Малка в 12 верстах от станицы Пришибской – с Восточной стороны дорожка идущая от станицы, с Западной река Малка; с Северной – обливной луг; с Южной – дорога идущая от реки Малка к Черной речки. Земли было в количестве 300 десятин. Доходность составляла 600 рублей. Кроме этого имелась причтовая (священническая) земля в количестве 138 десятин. Доходность – 150 рублей. Условия аренды заключались между Горбань Руфь Алексеевичем, урядником Кожуховским Матвеем Гавриловичем, казначеем Бардош Константином Андреевичем. При строительстве церкви было собрано пожертвование от населения в размере 10 тысяч рублей. Кирпич поставляли местные, кустарные заводы. На строительстве работало всё население станицы. Алтарь для нового храма был заказан в Москве и перевезен в разобранном виде по железной дороге до станции Котляревской еще до окончания строительства самой церкви. Часть икон для церкви была пожертвована самим населением, часть прислана из Владикавказа в подарок от войскового правления. Через два года 8 ноября 1909 года церковь Архистратига Михаила Архангела была освящена. По случаю торжественного события в станицу прибыл епископ Владикавказский и Моздокский Преосвященный Агапит. Вместе с благочинным отцом Дмитрием Кузнецовым и настоятелем церкви отцом Василием Стодеревским он освятил храм. Среди известных настоятелей церкви Архистратига Михаила Архангела имена которых дошли до нашего времени значатся следующие: отец Иоанн Миловидов – 1864 год; протоиерей Василий Стодеревский конец XIX – 1912 год; отец Михаил Биткин – с 1912 – по январь 1929 года. Последним настоятелем церкви перед ее закрытием значится отец Василий Олюнин. Псаломщик в храме конец 19 века – середина 20-х годов ХХ века – Василий Максимов. В 1929 году псаломщик Лука Елевферьевич Янков После отделения церкви от государства в 1918 году храмы были оставлены верующим, а православные праздники наряду с мусульманскими вошли в общегражданский календарь. Спустя 10 лет положение стало меняться. Так, в отчетах благочинного за 1928 и 1929 годах приведены факты неурядиц в церковных приходах: пользуясь отсутствием договоров на пользование молитвенными зданиями, местные власти отбирали жилые дома священнослужителей и церковные помещения, священники и верующие подвергались оскорблениям со стороны должностных лиц. В 1939 году решением партийных органов и станичного совета церковь Святого Архистратига Михаила Архангела была закрыта. Существует Указ Президиума Верховного Совета КБАССР «О закрытии церкви в станице Пришибской» от 20 сентября 1939 года. Так в документе читаем: «Согласно решению общего собрания граждан станицы Пришибской о закрытии бездействующей в течении двух последних лет церкви и постановлению оргкомитета Президиума Верховного Совета КБАССР по Майскому району от 17 августа сего года, подтвердившему решение общего собрания граждан – церковь станицы Пришибской закрыть с использованием церковного здания для культурных целей. Храм был передан под склад сельскохозяйственной продукции колхоза «Урожайный». Патриотический подъем в годы Великой Отечественной войны вновь сблизил позиции церковных и государственных властей. По справке на конец 1943 года, возобновлена деятельность 8 храмов КБАССР, в том числе и церкви Архистратига Михаила Архангела станицы Пришибской. В годы хрущевских гонений на церковь храм в станице не тронули, ибо к этому времени он оставался единственным действующим на территории района. Кто был первым настоятелем церкви, после ее возврата верующим в 1943 году, пока выяснить не удалось. Зато хорошо известны имена священнослужителей, начиная с конца 40-х годов. Так, в 50-е годы XX-го века приход окормлял отец Иосиф Голуб; с 20 сентября 1961 года по 30 декабря 1963 года отец Николай Останков; до 1970 года служил протоиерей Ксенофонт; С 1970 года по 2 января 1989 года – протоиерей Николай Бобылев; С 26 января 1989 по 7 июля 2002 года протоиерей Валентин Бобылев; С 7 июля 2002 по 17 октября 2007 года протоиерей Петр Кушурин. С 17 октября 2007 года настоятелем церкви Святого Архистратига Михаила Архангела назначен отец Михаил Самохин. С 9 июня 2011 года настоятель отец Дмитрий Волошин. Старосты церкви Михаила Архангела в 1950-1960-х годах: Акименко; Кудрич М. Ф.; Макаренко Василий Ксенофонтович. В 1973 году при отце Николае Бобылеве была произведена реконструкция церкви. А в 1988 году обновлена роспись церкви. Вообще 1988 год был поворотным в жизни верующих – страна отмечала 1000-летие Крещения Руси. Именно с этого времени многое изменилось в жизни и верующих и церкви вообще. При настоятеле храма отце Валентине Бобылеве было построено здание церковно-приходской школы и крестильня, благоустроено церковное подворье. Осенью 2008 года усилиями нового настоятеля храма отца Михаила Самохина в здании церковно-приходской школы появился музей храма, который в настоящий момент является единственным в нашей республике. В последние годы прихожан в церкви стало гораздо больше. Потянулись люди к истокам духовности, к вере в добро, в справедливость, к вечным человеческим ценностям. И если раньше среди прихожан преобладали люди старшего поколения, то теперь все больше становится молодежи. Я смотрю в лица людей молодых и пожилых, матерей с младенцами на руках, инвалидов участвующих в молебне, и в душе крепнет уверенность в нашем будущем, в том, что мы от безверия, через покаяние, придем к нравственному и моральному здоровью. Кажется, что вся униженная и оскорбленная людская совесть собирается здесь чтобы заявить: наши души не очерствели ото лжи, цинизма, правящего бал вокруг нас. Наши сердца остались открытыми Богу, любви, милосердию. Господь Иисус Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века». Сам Христос учил, о необходимости молится в тиши уединения, но в то же время, Он обещал пребывать среди людей, если двое или трое собраны во имя Его. Он основал Свою Церковь как новый, небывалый вид человеческой общности, создал единство людей, живущих в Нем, в Его Духе. Кандидат исторических наук Эдуард Бурда | |
Просмотров: 33364 | |
Всего комментариев: 0 | |