Главная » Статьи » Мои статьи |
Мастер батальной живописи Митрофан Борисович Греков Часть 1 О происхождении и рождении одного из родоначальников и наиболее ярких представителей батального жанра в советской живописи Митрофана Борисовича Грекова в Советский период писали: «Греков родился в донском хуторе Шарпаевка 3 июня 1882 года. Отец его – потомок старинного казачьего рода Мартыщенко, а мать простая украинская крестьянка из «иногородних». На самом деле известный художник, как и двое его братьев и сестра был незаконнорожденным сыном казачьего офицера Бориса Ивановича Грекова и няни его осиротевших после смерти первой жены двух малолетних детей, крестьянки Ирины Алексеевны Мартыщенко. Этот мезальянс вызвал гнев многочисленной родни Бориса Ивановича Грекова. По требованию родителей первой жены, он был лишен родительских прав на совместных с Ириной Алексеевной Мартыщенко детей. Более того, детям – байстрюкам не разрешили взять фамилию отца. Кроме того, под влиянием «общественного мнения», Борис Иванович Греков был лишен дворянского достоинства. Так Митрофан стал Мартыщенко, да еще и Павловичем – по имени крестного отца. Свои отношения Борис Иванович и Ирина Алексеевна, преодолев все препоны, узаконили только в 1911 году. А определением Дворянского Депутатского собрания Войска Донского от 27 февраля 1915 года Борису Ивановичу Грекову и всем его шестерым детям было возвращено дворянское достоинство. Борис Иванович был большим любителем истории казачества, истории родного Дона. Он выписывал иллюстративные издания по военной истории России, в семье имелась неплохая библиотека. Эта любовь к прошлому своего Отечества передалась и юному Митрофану. С детских лет Митрофан познакомился с творчеством прославившегося в конце XIX столетия русского художника-баталиста Николая Николаевича Каразина, иллюстрации работ которого печатались в журналах и книгах. Иллюстрации прославленного художника развили интерес к батальной живописи у юного казака. Но на хуторе где рос Митрофан, не было условий для серьезных занятий рисованием. Учиться приходилось самостоятельно. Как впоследствии в своей автобиографии напишет сам Митрофан Греков: «… до 17 лет я не видел ни одной картины, кроме репродукций в журнале «Нива», но рисовал с детского возраста, конечно, от себя, потому, что о рисовании с натуры я не имел представления. В семье у нас, кроме меня, никто этим не увлекался. Единственный мой руководитель, который может быть определил мой жанр, - мой дядя, крестьянин, брат моей матери. Он часто мне вырезал из дерева коней и быков чрезвычайно примитивно, даже без ног…». После окончания церковно-приходской школы и училища в станице Каменской в 1898 году в 17-летнем возрасте Митрофан поступает в Одесское художественное училище. Ему повезло в том, что он учился у известного русского художника греческого происхождения Кириака Константиновича Костанди, от которого почерпнул очень многое. О своем пребывании в Одесском художественном училище Митрофан напишет в своей автобиографии: «Здесь я впервые начал рисовать с натуры. Натурой были гипсовые орнаменты, казавшиеся мне очень скучными. Но сознавая, что иначе я не научусь писать такие картины, какие я видел в Одессе, и таких портретов и этюдов, какие рисовали старшие ученики школы, я со старанием принялся за это скучное дело. Пробовал иногда для себя нарисовать гипсовую фигуру, но видел, что у меня хуже выходит, чем у старших товарищей, и тогда я с новым усердием принимался за орнаменты. Впоследствии у меня развилась любовь к рисованию с натуры. В школе эскизы были не обязательны, но преподаватели рекомендовали их делать и давать на просмотр». Учился Митрофан Павлович Мартыщенко прилежно и уже по своим первым училищным работам заметно выделялся среди других учащихся. В 1902 году Совет Одесского общества изящных искусств присудил ему стипендию имени художника Судновского. В 1903 году по рекомендации, то есть без экзаменов Митрофан Павлович поступает в Санкт-Петербургскую академию художеств. Сначала начинающий художник занимался в мастерской Ильи Ефимовича Репина, а затем после ухода последнего из Академии в 1907 году, перешел в батальную мастерскую Франца Алексеевича Рубо — знаменитого баталиста-классика. Учеба у Ильи Репина дала грандиозные результаты. На академическом конкурсе эскизов его «Охота на лисицу» была отмечена первой премией и приличным денежным вознаграждением в сто рублей. В начале 1906 года эта же работа получила третью премию и в числе лучших ученических работ поступила в музей Академии художеств. У Рубо молодой художник учился добиваться невероятной реалистичности изображений. Во время учебы он работал над панорамами Франца Рубо «Оборона Севастополя» в 1907 году и «Бородинская битва» в 1911 году. Об этом периоде обучения сам Митрофан Греков писал следующее: «…Меня волновали его большие холсты, мастерство, движение, просторы, действие в его картинах. Особенно на меня произвела большое впечатление его панорама «Покорение Кавказа». Я хотел изучить у Рубо приемы овладения большими холстами». Таким образом, школа батальной и исторической живописи, которую он прошел в городе на берегах Невы, была высокопрофессиональной. «В Академии я получил академическую стипендию. – Писал в автобиографии Митрофан Греков. – С 1907 года, будучи учеником, я начал участвовать на выставках…». За время обучения в Академии на счету Грекова две престижные профессиональные премии имени Куинджи, на международную выставку в Мюнхене была отправлена его картина «На Выборгской стороне», другую его работу приобрел Лондонский городской музей. Академию художеств начинающий живописец закончил в 1911 году, показав большие успехи в овладении секретами мастерства. За конкурсную работу «Волы в плугу» он получил звание дипломированного свободного художника, сменив при этом свою фамилию и отчество. Теперь вместо Митрофана Павловича Мартыщенко он стал на законных основаниях Митрофаном Борисовичем Грековым. В академический период жизни Митрофана Грекова появляется и та кто впоследствии станет его надежной спутницей и верным помощником – Антонина Леонидовна Малеева. Антонина Леонидовна родилась 25 февраля 1887 года в городе Руза Московской губернии в семье военного инженера. Она прекрасно играла на различных музыкальных инструментах, в совершенстве владела немецким и французским языками. Окончив с золотой медалью, 7-классное женское училище она стала вольнослушательницей Академии художеств. С Митрофаном Антонина впервые встретились в конце 1906 года, когда, как и Греков, перешла от Ильи Репина в батальную мастерскую Франца Рубо. Спустя почти пять лет, 9 ноября 1911 года в Санкт-Петербурге состоялась их свадьба. В 1912 году Митрофан Греков был призван на действительную службу в престижный Атаманский полк, расквартированный в Санкт-Петербурге. У полкового начальства он добился разрешения писать красками. Прямо в казарме он в конце 1912 года написал заказанную ему картину «Атака на кирасир». Эта картина была показана на Весенней 1913 года выставке в Академии художеств и получила много благосклонных откликов, после чего художник получил новые заказы на батальные полотна. В период службы 1913-1914 годов им было написано пять батальных картин: «Атака французской батареи гвардейской пехотой при Бородино. 26 августа 1812года», «Лейб-гвардейский Павловский полк в сражении под Фридляндом. 1807 год», «Атака лейб-гвардейского Кирасирского ея величества полка на французскую батарею под Кульмом. 18 августа 1813 года», «Атака шведов ярославскими драгунами 29 декабря 1701 года», «Атака лейб-гвардейского Гренадерского полка на турецкие позиции под горным Дубняком». В августе 1914 года началась Первая мировая война и Митрофан Греков был призван младшим урядником в действующую армию на германский фронт. Здесь в должности сотенного писаря в составе 19-й особой (ополченческой) Донской казачьей сотни он воочию увидел, что представляют собой военные будни, приобщился к военному быту, ко всем превратностям солдатской судьбы. Впоследствии в своей автобиографии он запишет: «…Бессмысленность страшных разрушений и уничтожений всеми понимается, и все же человечество не может освободиться от этого страшного зла». Находясь на театре военных действий, Митрофан Борисович сделал немало зарисовок для своих будущих живописных полотен. Прежде всего, его интересовали боевые дела и фронтовой быт казачьих войск, особенно земляков-донцов. Так появились на свет небольшие, но очень выразительные портреты: «Фуражир нашей сотни», «Казак Утешев – «потеха нашей сотни», «Казак Евсей Евсеевич», «Ветеринар Мельников», «Фельдшер Епифанов», «Урядник 19-й сотни», «Солдат Ширванского полка» и «Уральский казак». Одновременно рождаются многочисленные этюды из фронтовой жизни: «С разведки», «Тревога», «Через Пилицу», «Оставленная деревня», «Отступают», «Выезд казачьей батареи на позиции», «Казачий разъезд на разведке» и «Дозоры». Все они появились в 1916 году в Петербурге на выставке общества русских акварелистов. Его работы, обращенные к непарадной стороне войны, вступали в резкий диссонанс с работами других художников «ура-патриотического» содержания. 22 мая 1916 года Митрофана Борисовича прикомандировали к штабу походного атамана при ставке командующего Юго-западным фронтом генерала Алексея Алексеевича Брусилова. Во время знаменитого Брусиловского прорыва, оказавшись в самой гуще сражения, Греков прямо с двуколки делал зарисовки, собирая материал для будущих батальных картин. Впоследствии события наступательной операции легли в основу для таких известных картин, как «Ушли из боя», «Стремительный натиск», «Спешенные атаманцы» и «Гвардии Атаманский полк на русско-австрийском фронте». В этих картинах, верный себе, Греков изобразил не лихую сабельную рубку, а эпизоды ратного труда, столь опасного и тяжелого. Кандидат исторических наук Эдуард Бурда Иллюстрации: 1. Митрофан Борисович Греков. 2. Греков Митрофан. Портрет казака. 3. Антонина и Митрофан Грековы. 4. Лейб-гвардии Атаманский Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича полк, 1914 год. 5. Митрофан Греков. Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года. | |
Просмотров: 538 | |
Всего комментариев: 0 | |