Главная » Статьи » Мои статьи |
Мастер батальной живописи Митрофан Борисович Греков Часть 2 В 1917 году Митрофан Греков был демобилизован по контузии. До этого он долго пролежал в госпитале под Могилевом, пока жена не забрала комиссованного мужа на Дон. С 1913 года Антонина Леонидовна жила в родовом имении Грековых на хуторе Ивановка, где после смерти отца Бориса Ивановича хозяйство вел старший брат Греков Николай Борисович. Впоследствии Николай будет без суда расстрелян красноармейцами на пороге собственного дома. На время Митрофан и Антонина поселились в имении брата на хуторе Ивановка. Здесь же осенью 1917 года супругов Грековых застало известие об Октябрьском вооруженном перевороте в Петрограде. В 1918 году Митрофан и Антонина Грековы решили перебраться в столицу Войска Донского город Новочеркасск. К тому времени младший брат Митрофана – Александр купил там дом и проживал вместе с матерью Ириной Алексеевной. Александр Борисович Греков не примет революционные нововведения и с оружием в руках станет отстаивать идеи Белого движения, вступив в ряды Добровольческую Армию. После поражения войск генерала Антона Ивановича Деникина он навечно покинет Родину вместе с остатками Добровольческой армии. Что же касается Митрофана и Антонины то, перебравшись в Новочеркасск, они сняли квартиру на окраине города. Митрофан Борисович был принят преподавателем рисования и чистописания в 3-ю мужскую гимназию Вацлавского, а Антонина Леонидовна устроилась преподавателем рисования в частную гимназию Фирсовой. В 1918-1919 годах по заказу Донского музея Митрофан Борисович написал ряд небольших картин и проиллюстрировал «Географию Всевеликого Войска Донского», сочиненную Богачевым и изданную в 1919 году. В период Гражданской войны Митрофаном Грековым были написаны такие полотна как: «Выезд казачьей батареи на позиции», «Казаки», «Корниловцы», «Подвоз снарядов к Новочеркасску», «Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского», «Разведка получает ценные сведения», «Предостережение», «Допрос» и другие. В конце 1920 года эти картины были выставлены для всеобщего обозрения в городском клубе имени Подтелкова, разместившегося в здании бывшего дворянского собрания. Здесь их увидел командующий Северо-Кавказским военным округом Климент Ефремович Ворошилов, совершавший инспекционную поездку. Ворошилов изъявил желание познакомится с художником. И такая встреча вскоре произошла. Митрофан Борисович в автобиографии так описал события того периода: «…В ноябре 1920 года добровольно вступил в Красную армию на кавалерийские Пензенские курсы и зачислен на должность руководителя кружка. В 1920 году я встречаю вождей Первой конной армии, К. Е. Ворошилова и С. М. Буденного. Подаю записку с предложением оказать мне содействие в моем намерении писать на темы гражданской войны». Получив поддержку и покровительство Климента Ворошилова, Греков взялся за создание живописной летописи Первой конной Армии. Примерно в это же время Митрофан Борисович становится членом Ассоциации художников революционной России (АХРР). С ахрровцами он познакомился через художника Михаила Ивановича Авилова, отвезшего в январе 1923 года на IV выставку АХРР три его работы: «Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск», «Артиллерия на волах» и портрет помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа Михаила Карловича Левандовского. Эти картины были встречены восторженно и после закрытия выставки в числе лучших полотен поступили во вновь организованный музей Красной Армии. Сюжетами почти ста картин Митрофана Борисовича стали рассказы Ворошилова и Буденного о походах и боях Первой конной армии. Цикл полотен по Первой Конной открыла картина «Краснопартизанский отряд в 1918 году», изображавшая уход из станицы казаков-партизан. Потом были написаны еще две картины – «Красное знамя в Сальских степях» и «Отряд Буденного в 1918 году». Последняя была воспроизведена на обложке ноябрьского номера журнала «Красная нива» в 1924 году. В 1924 году Митрофан и Антонина Грековы приобрели в Новочеркасске домовладение из шести комнат по улице Песчаной. В настоящее время улица носит имя Митрована Борисовича Грекова, а в доме расположился посвященный ему музей. Перебравшись в свой дом, Греков с новыми силами взялся за написание новых картин посвященных красным конникам Буденного. Среди наиболее известных полотен посвященных этой тематики стали картины: «В отряд к Буденному», «Ночная разведка», «Чертов мост», «Тачанка», «Кавалерийская атака», «Замерзшие казаки генерала Павлова», «Бой под Егорлыкской», «Вступление частей Первой Конной армии в Шаблиевку», «Бой за Ростов под Большими Салами», «Бой за Ростов у села Генеральский мост», «На Кубань!» и другие. Картина «Бой за Ростов у села Генеральский мост» стала центральной на персональной выставке Митрофана Грекова, открывшейся 1 мая 1927 года в Новочеркасске. В рецензии, напечатанной ростовской газетой «Молот» рецензент писал: «Морозный туман, окутывает картину, разрывается бурным потоком атакующей красной конницы. Еще держаться старики-казаки: один в яростной сече с красноармейцами, другой, угрюмо насупив седые брови, подводит коня раненому офицеру. Лицо раненого искажено не столько страданиями боли, сколько ужасом предсмертного предвидения неизбежного конца…». Все картины талантливого казака-баталиста отличались высокой художественной культурой, хорошим знанием жизни. И, ко всему прочему, он умел объективно показать изображаемые им исторические события. При этом, Митрофан Борисович Греков оказался не только талантливым баталистом, но еще и очень плодовитым. В 1918–1934 годах им было написано почти 300 картин. В 1929 году Митрофан Борисович заключил договор с музеем Красной армии в Москве на создание первой советской диорамы «Взятие Ростова». В Центральном доме Красной Армии был натянут огромный холст 8 на 4 метра. На него с эскиза Грекова перевели рисунок – «Взятие Ростова Первой конной, битва на железнодорожной станции». Молодые художники под руководством Митрофана Борисовича в течении двух месяцев расписали полотно. На Белорусском вокзале для диорамы было выделено несколько стенок и дверей от старых теплушек, а также рельсы и шпалы. Из этих стенок и дверей в левой части диорамы собрали настоящую теплушку. В правой части соорудили пакгауз, а в центре, перед живописным полотном, положили рельсы, обозначившие железнодорожные пути. В ноябре 1929 года работу приняла государственная комиссия под руководством Семена Михайловича Буденного. Оценка комиссии – «отлично». Успех у московской, а затем и ростовской публики – грандиозный. За диораму Митрофан Борисович Греков был награжден золотыми часами с надписью «Мастеру художественного батального слова М. Б. Грекову от 1-й Конармии. 17/XI – 1919 – 1929 г.». К сожалению эта первая советская диорама не пережила Великую Отечественную войну. Когда немецко-фашистские войска вплотную приблизились к Ростову, живописный холст диорамы скатали в рулон и вывезли из города. Но в Пятигорске эшелон попал под ожесточенную бомбардировку. В пламени вспыхнувшего пожара творение Митрофана Грекова погибло. В 1931 году Митрофан Греков с супругой переехали на постоянное жительство в Москву. В планах Грекова были новые диорамы, для этих целей он привлек других именитых художников, которые образовались в Бюро панорамных бригад. Художники обратились к правительству с предложением создать к XV годовщине Октября восемь диорам, среди которых Митрофан Борисович предложил: «Перекоп» и «Оборону Царицына». К сожалению ни один из предложенных проектов не был реализован. Летом 1933 года Грекову предложили принять участие в выставке посвященной 15-летию Первой конной армии, которая должна была состоятся в ноябре 1934 года. Всю зиму он писал новые картины: «Бой у Карпо-Обрывской слободы», «Пленный», «Сталин и Ворошилов в окопах под Царицыном», «На пути к Царицыну», «Отряд Буденного в пешем строю отбивает атаку», «На другой день в станице Платовской», «Трубачи Первой конной». За несколько месяцев было создано тринадцать новых больших полотен. 12 ноября 1934 года выставка посвященная 15-летию Первой конной армии открылась. Больше половины экспозиции, тридцать девять полотен, были предоставлены Митрофаном Борисовичем. В предоставленном ему организаторами выставки слове он сказал: «В течение 14 лет я работал над этой темой, около половины моих произведений сделано за это время, теперь я ставлю себе задачи эту тему перенести из формы камерного искусства в форму, которая подойдет ближе к рабочей среде, к величественному искусству панорамы». Воодушевленный успехом выставки, Греков во главе двадцати пяти лучших баталистов 24 ноября 1934 года выехал из Москвы в Севастополь, чтобы приступить к написанию диорамы «Штурм Перекопа». 26 ноября поезд прибыл в Сеимферополь. Отсюда двумя автобусами художники отправились в Севастополь. Утром 27 ноября, после осмотра панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя», Митрофан Борисович почувствовал себя плохо. В медпункте художнику оказали необходимую помощь, прописали лекарства и полный покой. Он вышел на улицу, присел на скамейку, и умер. Причиной смерти стал приступ стенокардии из-за переутомления и сильного нервного потрясения. На следующий день тело Митрофана Грекова было отправлено в Москву, где он был торжественно с воинскими почестями похоронен на Новодевичьем кладбище. Художественное наследие донского казака Митрофана Борисовича Грекова по сей день бережно хранится в Государственной Третьяковской галерее, музее политической истории революции и Центральном музее Вооруженных сил в Москве, в Ростовском областном краеведческом музее и в филиале Новочеркасского музея истории донского казачества — Доме-музее Митрофана Борисовича Грекова. В Советском Союзе его именем были названы Ростовское и Одесское художественные училища. В 1966–1991 годах за лучшие живописные произведения на военно-патриотическую тему ежегодно ко Дню Победы присуждались одна золотая и три серебряные медали имени Митрофана Борисовича Грекова. Кандидат исторических наук Эдуард Бурда Иллюстрации: 1. Художник Г. Прокопинский. «Портрет Митрофана Грекова». 2. М.Б. Греков. Корниловцы на привале, 1919 год. 3. Митрофан Греков. «Тачанка (Выезд на позиции)», 1933 год. 4. Митрофан Греков. «Трубачи Первой Конной армии», 1934 год. 5. Могила Митрофана Грекова на Новодевичьем кладбище Москвы. | |
Просмотров: 517 | |
Всего комментариев: 0 | |