Главная » Статьи » Мои статьи |
Основатель Российского кино Александр Алексеевич Ханжонков Один из первых организаторов кинопроизводства в России, предприниматель, продюсер и режиссер Александр Алексеевич Ханжонков родился 26 июля 1877 года в деревне Ханжонковка Екатеринославской губернии в семье сотника Донского казачьего войска Алексея Петровича Ханжонкова и Параскевы Сергеевны Дмитриевой. Образование Александр Алексеевич Ханжонков получил в Андреевской гимназии города Ростова-на-Дону. В 1894 году поступил и в 1896 году окончил Новочеркасского казачье юнкерское училище и был принят в чине подхорунжего в привилегированный 1-й Донской казачий полк, расквартированный в Москве. В чине сотника участвовал Александр Ханжонков в Русско-японской войне 1904-1905 годов. Будучи на войне он заболел хроническим полиартритом и в 1905 году в чине подъесаула уволился в запас по состоянию здоровья, получив причитающуюся по закону выплату, в пять тысяч рублей, что на тот момент было очень серьезным капиталом. В том же 1905 году 27-летний отставной казачий офицер, от скуки забредший в электробиограф в Ростове-на-Дону, раз и навсегда заболел любовью к кинематографу. Просмотренная им в тот день 30-минутная комедия «Точильщик», в которой суровый вид кухарки, решившей наточить нож, так напугала точильщика, что он решил спасаться из ее дома бегством, изменила жизнь Александра Ханжонкова. Всю выданную ему после увольнения сумму Александр Ханжонков решил вложить в киноиндустрию, отправившись за покупкой проекционного аппарата в лавочку «Братьев Пате», которая располагалась в Москве на улице Тверской. В этом же магазине он познакомился с Эмилем Ошем, который сумел впечатлить Ханжонкова перспективами ведения кинобизнеса и предложил тому организовать торговый дом «Э. Ош и А. Хонжонков», предназначенный для проката иностранных кинолент на российских экранах. Однако это партнерство не принесло ожидаемых результатов. Оставшись один, Александр Ханжонков не сдался, а взяв кредиты, в 1906 году организовал в Саввинском подворье в Москве собственное предприятие Торговый дом «А. Ханжонков и Ко». Одним из поручителей компании был известный банкир Иван Христофорович Озеров, будущий член Государственного Совета. В конце декабря 1906 года Александр Алексеевич Ханжонков обратился в Московскую купеческую управу с заявлением «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою «А. Ханжонков и Ко» с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов». Примерно в это же время Александр Ханжонков сочетался браком с Антониной Николаевной Баторовской – дочерью владельца магазина швейных машинок «Зингер», она стала не только его женой но и компаньоном Торгового дома «А. Ханжонков и Ко», а также соавтором многих сценариев и фильмов. От этого брака у супругов родилось двое детей: сын Николай и дочь Нина. До лета 1907 года квартира Ханжонкова на улице Житной превратилась в полноценную контору, в которой он организовал собственный кинозал, а также полноценное киноателье и павильон для проведения съемок. В подвале дома он обустроил кинолабораторию, которая была предназначена для монтажа и организации русскоязычных титров к иностранным кинокартинам. Летом 1907 года Александр Ханжонков предпринял съемки своей собственной постановочной кинокартины «Палочкин и Галочкин», которая хоть и не была закончена, дала бесценный опыт, который был использован при съемках других фильмов. В 1908 году в работе киноателье Александра Ханжонкова одновременно находились несколько художественных и документальных фильмов, вышедших в 1909 году – в том числе «Песнь про купца Калашникова» по поэме Михаила Юрьевича Лермонтова, «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие. Для работы над этими фильмами он привлек начинающего режиссера Василия Михайловича Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли тогда Александра Васильевна Гончарова, Андрей Антонович Громов, Петр Иванович Чардынин и в которую тремя годами позже поступил Иван Ильич Мозжухин. Тематикой кинокартин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов. 20 декабря 1908 года вышла на экраны первая художественная продукция киноателье Ханжонкова – фильм «Драма в таборе подмосковных цыган», о котором журнал «Сине-фоно» написал: «…хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А. Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съемки с натуры». Эта кинокартина была тепло встречена зрителями. Александр Алексеевич Ханжонков получил большую личную популярность в обществе. Во время Мессинского землетрясения в Италии в конце декабря 1908 года Александр Ханжонков послал телеграммы в иностранные фирмы с просьбой снять стихийное бедствие. В результате массовый зритель в России сумел увидеть буйство стихии. К началу 1910-х годов кинокомпания Александра Ханжонкова стала бесспорным лидером русского кинопроизводства. На счету киноателье было уже более 30 художественных фильмов. В 1911 году на экраны вышел первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Александром Ханжонковым и Василием Гончаровым. Главными героями фильма стали доблестные защитники героического Севастополя — города русской воинской славы — адмиралы Нахимов и Корнилов. Примечательно, что кинофильм завершался документальными съемками еще оставшихся в живых участников Севастопольской эпопеи. Сам фильм снимался по личному разрешению императора Николая II, и по этой причине премьерный показ ленты состоялся в Ливадийском дворце. «Оборона Севастополя» произвела столь сильное впечатление на самодержца, что после завершения показа он лично подарил Александру Ханжонкову бриллиантовый перстень со своей руки. Киностудии Ханжонкова было дано разрешение проводить съемки в любом месте Москвы, включая Нескучный сад, который был собственностью царской семьи. После монаршего одобрения фильм «Оборона Севастополя» был пущен в прокат по всей России, а также был раскуплен практически всеми прокатными компаниями Европы. В начале 1912 года компания Александра Ханжонкова была преобразована в акционерное общество «Ханжонков и Ко» с уставным капиталом в 500 тысяч рублей. В том же году кинокомпания выпустила в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объемной кукольной мультипликации – «Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Александровича Старевича. В «войне усачей с рогачами» насекомые разыгрывали сцены, пародирующие сюжеты из рыцарских романов. Фильм пользовался бешенным успехом у отечественных и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной мультипликации была тогда совершенно неизвестна. Вскоре после «Люканиды» на экраны вышли схожие по технике короткометражные мультипликационные фильмы «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Веселые сценки из жизни животных», которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа. Кроме того, Александр Ханжонков был единственным из крупных кинопроизводителей, кто создал в своей кинокомпании специальный научный отдел для съемок образовательных, видовых и этнографических фильмов. Он выпускал ленты по сельскому хозяйству, географии, зоологии, ботанике, медицине с привлечением ведущих русских специалистов. Тематика научной кинопродукции была самой разнообразной. Достаточно привести названия ряда таких кинолент, как «Распространение электромагнитных волн прибором Герца», «Электрический телеграф», «Динамо-машина: принцип ее работы и устройства», «Пьянство и его последствия». Для создания некоторых из этих фильмов привлекались лучшие силы компании. Так, например, в фильме «Пьянство и его последствия», помимо документальных кадров, на которых показывались ужасные отклонения в развитии у детей алкоголиков, были и игровые сцены – актер Иван Мозжухин изображал допившегося до белой горячки, который видит вылезающего из бутылки чертика. Это был еще один редкий по тем временам спецэффект, осуществленный Владиславом Александровичем Старевичем. С конца 1910 года кинокомпания Ханжонкова начала издавать журнал «Вестник кинематографии». В 1913 году в Ростове-на-Дону стал выходить журнал «Синема». А с 1915 года еще и журнал «Пегас», в котором, помимо материалов о кино, печатались также статьи о театральной жизни, музыке, литературе и современной культуре вообще. Именно Одной из отличительных способностей Александра Алексеевича являлось умение создавать творческие коллективы из особо талантливых деятелей кинематографа. С ним успешно сотрудничали такие знаменитые режиссеры своего времени, как Петр Иванович Чердынин. Именно Ханжонков открыл для прогремевших потом на всю Российскую империю актеров – Веру Холодную, Витольда Полонского, Ивана Мозжухина и многих других. В классических фильмах, которые были сняты на его кинопроизводстве, принимали участие артисты театра Константина Станиславского, который являлся поклонником деятельности Ханжонкова. В 1913 году кинопромышленник был удостоен ордена Святого Станислава II степени – «…за исключительно полезные труды на поприще российской кинематографии». В том же 1913 году хронический полиартрит, полученный еще во время Русско-японской войны, практически приковал 36-летнего Александра Алексеевича Ханжонкова к инвалидному креслу. Но он по-прежнему продолжал активно работать. Исторические фильмы, созданные на кинофабрике Александра Ханжонкова, особенно в годы Первой мировой войны, имели широкое патриотическое звучание. Среди кинокартин были такие масштабные киноленты как: «Ермак – покоритель Сибири», «Жизнь за царя», «Русалка», «Боярин Орша», «1812 год», «Царь Иван Васильевич Грозный». В преддверии революции 1917 года предприниматель продолжал обращаться при создании новых художественных кинолент к творениям великих отечественных писателей. Так на свет появились фильмы «Дворянское гнездо», «Наталья Ростова» и «Пиковая дама». Весной 1917 года Ханжонков, уже не способный передвигаться без костылей или инвалидного кресла, по совету врачей, оставил кинопроизводство в Москве на жену Антонину Николаевну, и вместе с Евгением Францевичем Бауэром и большинством сотрудников своей компании отправился в Ялту, где организовал полноценное кинопроизводство. Революция внесла в жизнь Ханжонкова серьезные перемены. В 1919 году после проведенной национализации кинематографа он потерял свою кинокомпанию в Москве. Однако, находясь в Ялте, в тот период, когда в стране бушевала Гражданская война, Александр Алексеевич ни на день не останавливал работу. Здесь им были сняты такие лирические фильмы как: «Море», «Сказка весеннего ветра», «Звезда моря», «Великий Аспид» - всего здесь было снято 17 картин за три года. После разгрома Русской армии генерала Петра Николаевича Врангеля, вместе с добравшейся до Ялты женой и детьми, в ноябре 1920 года Александр Ханжонков эмигрировал в Константинополь, затем в Милан и Вену, где пытался восстановить кинопроизводство. Так в 1922 году на арендованной вилле в Бадене он организовал исследования по созданию звуковых фильмов, однако был вынужден прекратить их из-за нехватки средств. В 1922 году к Александру Алексеевичу обратились представители акционерного общества «Русфильм» с предложением вернуться на родину. Ханжонков предложение принял и в 1923 году возвратился вместе с дочерью Ниной в Москву. По возвращению в СССР сам нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский прислал ему приветственную телеграмму. Однако «Русфильм» закрылся, так и не начав работать. В 1925 году, после известия о смерти первой жены Антонины Николаевны, Ханжонков женился во второй раз на бывшей монтажнице его кинокомпании Вере Дмитриевне Поповой. В этот период он успел некоторое время проработать консультантом «Госкино», а затем 9 месяцев побыть заведующим производством «Пролеткино». В 1926 году Александр Хонжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. И хотя дело было сфабриковано, прикованного к инвалидному креслу Ханжонкова показательно приговорили к 6 месяцам тюрьмы, и тут же, столь же показательно амнистировали прямо в зале суда, но при этом лишили всех гражданских прав и наложили запрет на работу в области кинематографа. Лишенный любимого занятия, с резким ухудшением здоровья, прикованный к инвалидной коляске Ханжонков вынужден был покинуть столицу и перебраться вновь в Ялту, где ему была выделена проходная комната. В 1934 году доведенный до крайней нужды, лишенец Александр Ханжонков лично обратился с письмом к председателю кинофотоуправлению Советского Союза Борису Захаровичу Шумяцкому. В своем обращении он писал: «…Мое положение и в моральном и в Материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным ее членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге – смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обреченным вместе со своей женою». Это письмо отчаявшегося доведенного до нищеты человека возымело действие. В связи с 15-летием советского кино Александр Алексеевич Ханжонков был реабилитирован и получил персональную пенсию в 350 рублей. Этот небольшой, но все-таки постоянный доход позволил ему заняться своими мемуарами, в которых бывший российский кинопромышленник рассказал о своем жизненном пути. Его воспоминания частично были опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии» в 1937 году. Во время оккупации Крыма немецкими войсками в 1941-1944 годах Александр Алексеевич Ханжонков вместе с женой Верой Дмитриевной оставались в Ялте. Он ушел из жизни через несколько месяцев после завершения Великой Отечественной войны – 26 сентября 1945 года в возрасте 68 лет. Первоначально он был похоронен на старом Ливадийском кладбище, однако позднее его прах был торжественно перезахоронен в некрополе на Поликуровском холме, где покоится большое количество российских знаменитостей. Кандидат исторических наук Эдуард Бурда Иллюстрации: 1. Сотник Александр Алексеевич Ханжонков. 2. Художник Николай Самокиш. Война 1904-1905. 3. Кинотеатр Ханжонкова на Триумфальной площади в Москве. Фото 1920-х годов. 4. Кинопромышленник Александр Ханжонков. 5. Памятник Александру Ханжонкову в Ялте на Пушкинской улице. | |
Просмотров: 556 | |
Всего комментариев: 0 | |