Разделы
Категории раздела
Помощь сайту
Поиск
Вход на сайт

Главная » Статьи » Мои статьи

Преподобный Далмат Исетский и Пермский
Преподобный Далмат Исетский и Пермский

Преподобный Далмат Исетский, в Крещении Дмитрий, был сыном казачьего атамана Ивана Мокринского. Отец святого нес службу в Березове (ныне находится на территории Ханты-Мансийского автономного округа) и, видимо, именно там и познакомился с супругой, происходившей из новокрещенных сибирских татар рода тюменского мурзы Илигея. В семье было три сына: Дмитрий, Савватий и Федор.
Родился Дмитрий Иванович Мокринский в 1594-м году, разделяя с семьей суровый казачий быт северного региона. По достижению служивого возраста был записан в сословие детей боярских. Неся службу в Березове, Дмитрий Мокринский женился и стал отцом пятерых детей.
Около 1627-1628 года семью Мокринских перевели на службу из Березова в Тобольск, где Дмитрий Иванович был назначен городничим. В период его службы городничим в съезжей избе, где он ночевал, 9 декабря 1628 года произошел пожар, в котором сгорели городовая печать, воеводские документы и крупная сумма денег и собранного ясака. Было проведено следствие по подозрению в умышленном поджоге, по итогам которого с городничего Дмитрия Мокринского все обвинения были сняты и он продолжил исполнять свои обязанности.
В начале 1630-х годов Дмитрий Иванович был повышен по службе став приказчиком в Вагайском остроге. В 1633 году им были задержаны двое колодников из Тобольска, взятых в плен во время Смоленской войны. По причине нехватки доходов для содержания своей семьи Мокринский завел земельную запашку и, по записанным воспоминаниям своего сына Исаака, был «не велми богат, но житействуя вез великия скудости, дом свой строя во обилии, по своей вере вез нужды прилежа церкви».
Возможно, до самой старости был бы Дмитрий Иванович тобольским чиновником, но после смерти супруги в 1642-м году принял решение оставить мир и принять монашеский постриг в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре с именем Далмат. Вероятно, выбор этого монастыря для пострига был обусловлен тем, что в Невьянской слободе жил его брат Савватий.
Человека с огромным опытом организационной работы не могли не заметить, а потому настоятель вскоре предложил только что рукоположенному иноку должность монастырского строителя. Искавший уединения Далмат не был настроен заниматься административно-хозяйственными делами, а потому принял решение покинуть обитель.
Около 1644 года Далмат в поисках уединения оставил монастырь и как подобает отшельнику, стал жить в пещере вместе впадения реки Течи в реку Исеть, называемом Белое Городище, где и продолжил в тишине свой молитвенный подвиг. В том же году им была возведена деревянная часовенка. Эта земля была собственностью тюменского ясачного татарина Илигея, который сдавал свои земли в аренду для рыбного и звериного промысла жителям Ирбитской и Невьянской слобод Королеву и Шипицыну, и под влиянием арендаторов дважды пытался выгнать Далмата из его пещеры. По сообщению «Жития преподобного Далмата», в 1645 году, когда Илигей направился к пещере, чтобы выгнать Далмата, ему явилась Богородица и повелела отдать отшельнику эту землю. Весной 1646 года Илигей передал Белое Городище в собственность иноку Далмату.
Вскоре вокруг Далмата образовалась группа последователей, благодаря чему была создана Исетская пустынь, ставшая первым русским поселением в долине реки Исети. Первым сподвижником Далмата стал старец Иван из Нижнего Новгорода. С 1649 года в монастыре за вклад жил Тимофей Невежин, основатель города Кургана, который выполнял всякую монастырскую работу без денежного и хлебного жалования. По благословению Тобольского архиепископа Герасима (Кремлева) в монастыре была построена деревянная часовня. Главной святыней обители стала икона Успения Пресвятой Богородицы, принесенная Далматом из Невьянского монастыря.
В сентябре 1651 года пустынь была сожжена войском сибирского царевича Девлет-Гирея. Часть монахов была убита, остальные уведены в плен. Во время набега на пустынь настоятель монастыря Далмат отсутствовал, а вернувшись, нашел на пепелище лишь неповрежденную икону Успения Богородицы.
По истечению некоторого времени после этих событий к Далмату вновь пришли сподвижники, и обитель была восстановлена. В начале 1650-х годов в пустынь к Далмату пришел и стал его учеником, прожив 10 лет Афанасий (Любимов) – будущий первый Холмогорский и Важский архиепископ. В Исетской пустыни по благословению архиепископа Тобольского Симеона была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом Димитрия Прилуцкого и кельи, а саму обитель обнесли острогом.
В 1651 году, старцы обратились с челобитной к царю Алексею Михайловичу и воеводе города Тобольска Василию Борисовичу Шереметьеву с просьбой о пожаловании им этих земель. Царской грамотой от 17 мая 1659 года пустынь была утверждена в качестве монастыря, его охрана была поручена Тобольскому воеводе. Первым игуменом монастыря стал сын преподобного Далмата Исаак, принявший монашеский постриг в обители своего отца после 1651 года. В монастыре для Далмата была устроена отдельная келья, в которой он находился в затворе. В сенях его кельи, для напоминания о смертном часе стоял приготовленный Далматом для себя гроб. Несмотря на это, в письме в Тобольск от 1664 года он сообщал, что без его указания «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телесного делать не начинали и делали».
Также преподобный Далмат писал, что он направляет в степь дозоры для информирования о приближении кочевников. В 1662-1664 годах монастырь неоднократно подвергался набегам кочевых племен, разорявших его. Например, про набег отряда Сары Мергена в 1662 году архивные документы сообщают, что монастырь «варварами не оставлен даже в развалинах, но по сожжению сравнен с землею». В этот период Далмат несколько раз был при смерти, дважды его монастырь уничтожали до основания и дважды он восстанавливал его из руин.
В монастыре Далматом поддерживался очень строгий монашеский устав. Для распространения православия в Зауралье Далмат вместе со своим сыном Исааком в 1684 году основали рядом с Успенским монастырем женский Введенский монастырь, в котором проживало 27 сестер.
После проведения патриархом Никоном богослужебной реформы Далмат не сразу принял исправления богослужения. Из-за связи Далматова монастыря со старообрядцами сын Далмата Исаак около 1668 года был отстранен от игуменства. Впоследствии, правда, все церковные дисциплинарные наказания с него были сняты в 1685 году под условием, чтобы он «с раскольниками раскола не говорил». О принадлежности преподобного Далмата и его сына к старообрядчеству писал в своем доносе бывший игумен Невьянского Богоявленского монастыря Евсевий (Левонов), принявший монашеский постриг в Далматовом монастыре.
Скончался преподобный Далмат (Мокринский) 25 июня 1697 года в возрасте 103 лет и был погребен на месте первой монастырской Успенской церкви, в сделанном им для себя гробу. Захоронение было устроено в кирпичном склепе, а в 1707 году над ним была возведена деревянная часовня.
Почитание Далмата как святого началось в народе почти сразу же после его кончины, который устраивал молитвы на его могиле. Он стал почитаться как покровитель воинов, и новобранцы перед отправкой в армию приходили к его гробнице, чтобы надеть на себя шлем и кольчугу Далмата и получить этим для себя благословение. Однако народное почитание Далмата не находило долгое время поддержку у духовных властей.
Впервые в официальных документах Далмат был назван преподобным лишь в 1871 году – так о нем сообщает рапорт епископу Пермскому и Верхотурскому Антонию (Смолину). С этого же года в монастыре начали вести запись чудес по молитвам к преподобному Далмату. В 1896 году над могилой Далмата возвели каменную усыпальницу, примыкающую к храму иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». Ее стены украсили изображения со сценами из жизни преподобного Далмата. В 1918 году имя преподобного было включено в службу всем святым, в земле Российской просиявшим, составленную епископом Ковровским Афанасием (Сахаровым).
В 1923 году Далматовский монастырь был закрыт, в 1928 году прекратились богослужения в храме иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость», при которой находилась гробница. С 1933 года в помещении усыпальницы преподобного последовательно находились гардероб совхозного театра, госпиталь, производственные помещения завода молочного машиностроения «Старт», прачечная. Вещи старца Далмата были переданы в местный краеведческий музей, надгробие выброшено на свалку, пол над местом захоронения старца неоднократно бетонировался, а росписи усыпальницы были закрашены.
В 1992 году в Далматовском монастыре была возрождена монашеская жизнь. По благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) были проведены раскопки в гробнице святого, и 6 августа 1994 года были обретены мощи преподобного Далмата. В монастыре их поместили в деревянной раке храма иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». К 300-летию смерти Далмата ему были написаны служба и акафист.
В 2004 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил: причислить основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии и включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля.
30 мая 2012 года Синодальная комиссия по канонизации святых признала наличие всех оснований для общецерковного почитания Далмата Исетского. Священный синод на своем заседании 26 июля 2012 года заслушал рапорт епископа Троицкого Панкратия о результатах изучения материалов о почитании преподобного Далмата в епархиях Русской православной церкви и постановил включить вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского в повестку дня Архиерейского собора. В том же году была учреждена медаль преподобного Далмата Исетского.
4 февраля 2013 года Архиерейский собор Русской православной церкви утвердил его общецерковное прославление в лике общероссийских святых. А через четыре года - 29 июля 2017 года Священный синод утвердил и рекомендовал к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака преподобному Далмату Исетскому.

К.и.н. Эдуард Бурда

Иллюстрации:
1. Преподобный Далмат Исетский, Пермский (Дмитрий Мокринский). Парсуна XVII века. Фотография 1912 года С. М. Прокудин-Горского.
2. Шлем и кольчуга преподобного Далмата. Фотография 1912 года С. М. Прокудин-Горского.
Категория: Мои статьи | Добавил: mamay69 (29.01.2023)
Просмотров: 887 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0