Разделы
Категории раздела
Помощь сайту
Поиск
Вход на сайт

Главная » Статьи » Мои статьи

Священномученик Николай Попов
Священномученик Николай Попов

Священномученик иерей Николай Харитонович Попов родился 3 мая 1864 года в станице Урюпинской Хоперского округа Войска Донского в казачьей семье статского советника Харитона Ивановича Попова и его жены Александры Петровны, дочери священника станицы Мигулинской Донецкого округа. Крещен был 9 мая 1864 года в Вознесенской церкви станицы Урюпинской.
Семья Поповых была многодетной. Помимо Николая в семье росли еще девять детей, сыновья: Петр, Александр и Иван; дочери: Екатерина, Мария, Неонила, Ольга, Мария и Серафима. Его отец Харитон Иванович Попов личный дворянин, дослужившийся из урядников станицы Преображенской до статского советника, являлся членом Донского статистического комитета, редактором «Донской газеты», основателем и директором Новочеркасского музея Донского казачества.
Раннее детство Николай провел в семье родителей матери в станице Мигулинской. В конце 1860-х годов семья Поповых переехала в Новочеркасск, где жила на съемных квартирах. Позднее, в 1881 году в районе хутора Благодатный Харитону Ивановичу был выделен земельный участок под загородную дачу, ставший любимым местом отдыха семьи.
В Новочеркасске Николай окончил 6 классов Новочеркасской классической гимназии, где пользовался уважением своих сверстников за честность, отзывчивость, верность слову, поэтому его в гимназии называли по отчеству – «Харитоныч».
После окончания гимназии Николай Попов поступил в Харьковское земледельческое училище. Здесь он прилежно изучал агрономию и другие науки и одним из лучших окончил его полный курс. Став специалистом-агрономом, он со всей искренностью посвятил себя служению своему краю, помощи населению в ведении хозяйства. Через несколько лет у него созрело решение встать на путь духовного служения. Но подходило время для обязательной воинской повинности, и Николай Харитонович подал прошение о зачислении его в 12-й казачий полк «на правах вольноопределяющегося по образованию для отбытия воинской повинности». Приказом по Войску Донскому за № 448 от 15 октября 1889 года Николай Попов был зачислен в полк.
Отбыв полагающийся для вольноопределяющихся срок действительной воинской службы, Николай Харитонович в начале 1891 года поступил сразу на пятый курс Донской Семинарии, которую окончил по 2-му разряду в сентябре 1893 года.
Незадолго до окончания семинария Николай Харитонович Попов женился на Зинаиде Георгиевне урожденной Желткевич, дочери священника, которая стала ему верной спутницей и помощницей. Впоследствии в семье родилось пятеро детей, сын – Николай и дочери: Феодора, Юлия, Александра и Елена.
12 сентября (по другим данным 1 октября) 1893 года Николай Попов архиепископом Донским и Новочеркасским Макарием Миролюбовым был рукоположен в диаконы. С этого момента началась его духовная служба. Местом службы была определена Успенская церковь станицы Аксайской, а также должность учителя Закона Божьего церковно-приходской школы.
6 ноября 1894 года архиепископ Донской и Новочеркасский Донат Бабинский-Соколов рукоположил Николая Харитоновича Попова в сан иерея. Новым местом служения ему была определена Успенская церковь хутора Колодезного станицы Мигулинской Области Войска Донского. Прибыв на новое место своей службы, он был назначен законоучителем и заведующим Колодезной церковно-приходской школы.
Хутор Колодезный представлял собой удаленное от дорог, заброшенное в степи селение. Здесь иерей Николай Попов столкнулся с суевериями, пьянством, невежеством. Нелегка была и материальная жизнь. Но Николая Харитоновича не смутили, ни удаленность от мира его прихода, ни грубость нравов станичников, ни житейские тяготы.
Здесь на отдаленном хуторе иерей Николай Попов всего себя отдал служению богу и духовной помощи своим прихожанам. «Истовое и вдохновенное богослужение ревностного батюшки, - писал о нем один из современников, - производило на жителей хутора Колодезного неизгладимое впечатление. Главное внимание он уделял совершенствованию божественной литургии, в которой черпал силы для своего пастырского служения. Отец Николай часто проповедовал, организовывал воскресные беседы. Он был утешителем многих страждущих, его слово воспринималось слушателями так, как впитывается дождь в иссохшую землю. Паства потянулась к искреннему и любящему священнику».
Благодаря энергии иерея Николая Попова и при материальной поддержке помещика Николая Ивановича Батырева 1 сентября 1896 года на хуторе Колодезном была открыта двухклассная начальная школа с учительскими и сельскохозяйственными курсами и ремесленным отделением. Школа предназначалась не только для обучения детей, но и для подготовки будущих преподавателей. В ее состав вошла прежняя церковно-приходская школа. При школе имелось общежитие. Школе присвоили имя Императора Николая II.
Иерей Николай Попов заботился о быте своих воспитанников. На собственные деньги заказывал учебники, тетради и учебные пособия. Все средства, получаемые от благотворителей, он жертвовал на школу и библиотеку. При школе была устроена ферма и подсобное хозяйство. Таким образом, Николай Харитонович на практике применял знания, полученные им в Земледельческом училище.
В начале 1900 года по просьбе иерея Николая Попова выдающийся общественный и церковный деятель Иоанн Кронштадтский пожертвовал 100 рублей на травосеяние, пчеловодство и шелководство.
По оценке современника тех событий А. П. Кожина, писавшего под псевдонимом - Дегтевский: «…энергичный, прямой, честный и горячий батюшка завоевал любовь простых казаков, бедноты, низов, но не ко двору пришелся для верхов станичной администрации, помещикам и купцам». После шестилетнего служения иерей Николай Попов по собственному прошению был переведен на другое место службы, во 2-й Донской округ, Цимлянского благочестия в Иоанно-Богословскую церковь хутора Верхне-Гнутов станицы Есауловской. При этом уступив церковь и школу на хуторе Колодезном своему младшему брату отцу Иоанну Попову.
С 1 августа 1901 года и до своей мученической кончины иерей Николай Попов служил в Иоанно-Богословской церкви хутора Верхне-Гнутова. Стараниями казаков-прихожан на церковной усадебной земле еще в 1896 году был построен церковный дом, для приходских священников, в котором Николаю Харитоновичу и его семье предстоит прожить почти 18 лет.
Уже через несколько лет заботами иерея Николая была отремонтирована и украшена живописью церковь, вызолочены купола, организован церковный хор. Вскоре открывается на хуторе одно из крупных и первых в округе кредитных товариществ, где иерей Николай также работает бесплатно, на благо общества. Позднее при его участии на хуторе появилась и потребительская лавка. Попечением иерей Николая на хуторе была построена новая школа, в которой он ежедневно сам вел занятия с детьми, а в воскресные дни – со взрослыми. К 1915 году при церкви уже действовала своя библиотека с книгами для чтения, а также с журналами и книгами религиозного и миссионерского содержания.
Со временем иерей Николай Попов стал председателем приходского попечительства при церкви. Одновременно являясь законоучителем Верхнее-Гнутовской, Соколовской и Бирюковской церковно-приходских школ, а также Елкинской, Соколовской и Бирюковской школ грамоты, членом Второго Донского окружного отделения Епархиального училищного совета.
Иерей Николай Попов пользовался большим авторитетом «и в приходе, и в окрестности, и среди духовенства, постоянно выбиравшего его делегатом на епархиальный съезд, и среди окружных кооператоров». Его избрали одним из делопроизводителей епархиального съезда духовенства и церковных старост Донской епархии, проходившего в сентябре 1909 года в Новочеркасске, он был делегатом епархиального съезда в сентябре 1911 года.
О высокой оценке и признании его работы свидетельствует то, что с 1 ноября 1906 по 1908 год иерей Николай Попов был цензором проповедей по Цимлянскому благочестию, а в декабре 1906 года епархиальное начальство определила его на должность Цимлянского благочинного. В этой должности он находился по 12 января 1910 года.
По сведениям А. П. Кожина, иерей Николай Попов старался оказывать прихожанам посильную медицинскую помощь: «…Видя беспомощность казаков в медицинском отношении, он выписывает ворох лечебников, книг, журналов и другой литературы по медицине, читает, ездит к врачам, советуется и приобретает элементарные знания, закупает лекарства и начинает оказывать медицинскую помощь больным. Лечит он бесплатно, осторожно, тяжело-больных направляя к специалистам, и около гнутовского батюшки, как около земской больницы, всегда стояли подводы с больными. Всех их он лечит и лекарством и добрым словом, и советом…».
За усердную службу и труды по школьному делу иерея Николая Попова наградили набедренником, за труды по народному образованию в церковно-приходских школах – скуфьей. В 1898 году он был удостоен серебряной медали в память царствования императора Александра III. Позже 6 мая 1904 года Святейший Синод наградил его камилавкой за усердие и труды по народному образованию в церковно-приходских школах, а 6 мая 1908 года – наперсным крестом за усердную службу по духовному ведомству. В 1914 году Высочайшим указом он был награжден орденом Святой Анны III степени.
С началом Первой мировой войны грозная атмосфера надвигавшейся смуты все более сгущалась. Когда в 1917 году грянула Февральская революция, а затем Октябрьский большевистский переворот, на Дону вспыхнул огонь гражданской войны. При этом раскол общества и попытки смены власти на Дону начались сразу же после Февральской революции, когда со свержением царя и переходом полномочий в руки Временного правительства на руководство Донской областью стали претендовать сразу несколько взаимоисключающих друг друга структур. С одной стороны это были пришлые борющиеся за власть между собой комиссары Временного правительства и Советы рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. С другой стороны, исконный казачий орган самоуправления – Казачий Войсковой Круг и его исполнительные органы: Войсковое правительство и выбранный донской Войсковой атаман, а также органы городского самоуправления – городские думы и их исполнительные органы.
Причиной же первых столкновений стали земельные споры. Так областной съезд крестьянских депутатов объявил землю общественной, отменив тем самым частную собственность на личные наделы. Этому нововведению воспротивились донские казаки: Войсковой Круг в ответном указе заявил, что земля – «историческая собственность казаков» и в знак протеста Круг отозвал своих представителей из Совета депутатов. Эти решения Совета депутатов и Войскового Круга обострили и без того натянутые отношения и поставили их по разные стороны баррикад.
На следующий день после взятия Петрограда - 26 октября 1917 года – о свержении Временного правительства становится известно на Дону. Совет депутатов тут же берет власть в городе Ростове и приступает к формированию отрядов Красной гвардии. Генерал от кавалерии Алексей Максимович Каледин, бывший на тот момент, первым избранным атаманом Войска Донского, получив известие о вооруженном восстании в Петрограде, в качестве контрмеры объявляет о введении на Дону военного положения и переходе власти в руки Войскового Круга. Первейшей задачей атаман ставит очистку Дона от большевиков, и к началу декабря 1917 года власть Советов в Ростове была свергнута. Для борьбы с «красными захватчиками» атаман Каледин разрешает генералам Михаилу Васильевичу Алексееву и Лавру Георгиевичу Корнилову открыть набор в Добровольческую Армию. В ответ большевики в качестве меры борьбы с правлением атамана Каледина и Войскового Круга создают Южный революционный фронт под руководством Владимира Александровича Антонова-Овсиенко. Успешные действия большевиков позволяют им найти сторонников, как среди иногороднего крестьянского населения Дона, так и среди части казаков-фронтовиков. В январе 1918 года Съезд фронтового казачества снимает атамана Каледина с должности и открыто переходит под крыло Совета Народных Комиссаров. После самоубийства Алексея Максимовича Каледина и убийства вновь избранного Донского атамана Анатолия Михайловича Назарова походный атаман Петр Харитонович Попов фактически остался единственной законной властью в крае. Однако сил для борьбы против наступающих частей большевистской Красной гвардии нет, и он вынужден был, для спасения оставшихся боеспособных казачьих сил увести их в Степной поход.
В 1917 год, год великого потрясения всей Российской державы, иерей Николай Попов по-прежнему продолжал исполнять свои обязанности с той же преданностью и самоотверженностью, что и раньше. Церковь на хуторе Верхнее-Гнутое благодаря его стараниям, как и прежде, оставалась духовным центром. Казаки любили своего духовника, верили ему и, конечно, «в трудную годину они особенно прислушивались к его голосу».
В марте 1918 года взявшие власть на Дону большевики объявили создание Донской Советской Республики. Началась оккупация донских казачьих станиц красногвардейцами, которая сопровождалась проведением массового террора. Станицы и хутора подвергались разгрому и повсюду карательные экспедиции начинались с разгрома церквей. Священнослужители оказались в бесправном положении. По отношению к ним применялись всевозможные репрессивные меры, пытки и убийства с садистской жестокостью. В 1918-1919 годах в Донской области было убито около 30 священнослужителей.
Начиная с конца марта 1918 года, в ряде донских станиц вспыхивают казачьи восстания, спровоцированные как попытками земельного передела, так и массовыми расстрелами и грабежами со стороны отрядов Красной гвардии. После нескольких недель боев восставшие казаки окончательно свергли советскую власть в столице донского казачества городе Новочеркасске и объявили о создании Всевеликого Войска Донского. В апреле на базе повстанческих частей и отряда Походного атамана генерала Петра Харитоновича Попова вернувшегося из Степного похода, началось создание Донской армии. С этого момента Гражданская война на территории Донской области разгорается с новой силой.
В это сложное для казаков время иерей Николай Попов оставался со своими хуторянами, разделяя с ними все трудности и скорби. К зиме 1918-1919 года линия фронта вплотную приблизилась к хутору Верхнее-Гнутову, потянулись беженцы, не хватало продуктов и медикаментов. Разразилась эпидемия тифа. Иерей Николай Попов самоотверженно исполнял свой долг, ездил по хуторам, исповедовал, причащал больных и умирающих. В январе 1919 года он и сам заразился тифом и на два месяца был прикован к постели. Не дождавшись полного выздоровления, он начал совершать богослужения в своем доме.
В конце марта 1919 года в доме иерея Николая Попова хуторской Ревком произвел обыск на предмет изъятия ценностей. Во время обыска комиссар увидел на стене фотографию его брата – Походного атамана Петра Харитоновича Попова, возглавлявшего Степной поход в феврале-мае 1918 года, этого, как оказалось впоследствии, было достаточно, чтобы вынести иерею Николаю Попове смертный приговор. Он был тотчас же арестован и вместе с другими арестованными в тот же день казаками помещен под замок при Верхнее-Гнутовском хуторском правлении, где располагался Ревком.
23 марта 1919 года иерей Николай Попов был отправлен на станцию Морозовскую, где на тот момент находился Окружной Ревтрибунал. Несмотря на многочисленные просьбы прихожан отпустить батюшку, он был, как брат видного контрреволюционера, приговорен к смертной казни. В своем прощальном письме иерей Николай Попов писал своим родным, чтобы те «простили все своим врагам, простили и его мученическую смерть».
Жертвы Морозовского ревтрибунала были изрублены на песчаном карьере железнодорожной станции Морозовской близ станицы Морозовской 8 апреля 1919 года.
Тело иерея Николая Попова родственникам не выдали. Лишь по истечению трех месяцев, после освобождения станции Морозовской от частей Красной Армии среди сотен людей, замученных большевиками, одна из дочерей Николая Харитоновича узнала его – с разбитой головой и рассеченной шеей. В июле 1919 года местные газеты опубликовали информацию Отдела пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России о том, что «5 июля в станице Морозовской погребено 200 трупов, преимущественно местных жителей, замученных большевиками…». В числе жертв, среди которых было три священника был упомянут и иерей Николай Попов. В этих сообщениях содержались и некоторые подробности. Все жертвы были изрублены и, за исключением женщин, обнажены.
Иерей Николай Попов не был похоронен в станице Морозовской, как гласит текст сообщений ОСВАГа. За его телом приехала траурная делегация его прихожан верхнегнутовцев. Он был погребен за алтарной частью Иоанно-Богословской церкви хутора Верхне-Гнутова. По воспоминаниям старожилов, на его погребение пришел весь хутор, все его жители.

Решением Священного Синода Русской Православной церкви от 17 июля 2006 года иерей Николай Харитонович Попов был причислен к Собору Новомучеников и Исповедников российских ХХ века.
11 октября 2006 года по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа на хутор Верхнее-Гнутов прибыла епархиальная комиссия по обретению мощей священномученика Николая Попова. У стены разрушенной Иоанно-Богословской церкви, за алтарем была обнаружена могила мученика.
В настоящее время рака с мощами священномученика Николая Попова находится в Троицком храме Свято-Духова монастыря Волгограда. Днем памяти святого определено 13/26 марта.

Кандидат исторических наук
Эдуард Бурда

Иллюстрации:
1. Протоиерей Николай Попов
2. Икона Священномученик Николай Попов
Категория: Мои статьи | Добавил: mamay69 (10.02.2023)
Просмотров: 636 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0