Разделы
Категории раздела
Помощь сайту
Поиск
Вход на сайт

Главная » Статьи » Мои статьи

Святитель Димитрий Ростовский
Святитель Димитрий Ростовский

Будущий митрополит Русской православной церкви Димитрий Ростовский в миру Данила Савич Туптало родился 11 декабря 1651 года в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Григорьевича Туптало и его жены Марии.
Отец его, из рядовых казаков, дослужился до звания сотника у гетмана Петра Дорофеевича Дорошенко, в поздние годы нес бремя реестровой казачьей службы и скончался в возрасте свыше ста лет в Киеве, куда переселился с семейством. Последние дни своей жизни посвятил он служению Церкви в должности ктитора (церковного старосты) Кирилловской обители, где постригся впоследствии его сын и где он сам был погребен подле своей супруги.
Будучи одаренным с детства Данила, в десятилетнем возрасте был отдан на учебу в известную тогда Киево-Братскую коллегию, ставшую впоследствии Киево-Могилянской академией, в которой с отличием прошел трехгодичный с 1662 по 1665 годы курс наук. Обучаясь в коллегии, он наряду с другими знаниями получил развитие природой заложенную склонность к поэзии. Как свидетельствует его «Житие» он постоянно искал уединения и чуждался товарищества, занимался чтением святых книг и чаще других воспитанников посещал богослужения. Уйдя из школы в 1665 году, он некоторое время жил в доме своих родителей.
9 июля 1668 года в возрасте восемнадцати лет Данила был пострижен в монашество в Киевском Кирилловском монастыре с именем Димитрий. В этом монастыре он прожил около семи лет. Его ученость, стремление познать церковные таинства и прилежание позволили уже в следующем году стать иеродиаконом.
В июне 1675 года в Густынском Черниговском монастыре Димитрий был рукоположен в иеромонахи и назначен проповедником в город Чернигов. В этой должности он трудился до 1677 года. Проповедник Димитрий в совершенстве владел даром слова, за что Церковь впоследствии назвала его «Российским Златоустом». В возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе города Чернигова.
Пребывая в Чернигове, иеромонах Димитрий начал свою литературную и просветительскую деятельность, написав свою первую книгу «Руно орошенное», в которой описал чудеса, сотворенные от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицо-Ильинском монастыре. Эта книга имела большой успех и несколько раз переиздавалась.
Из Чернигова иеромонах Димитрий уехал в Литву в город Вильно, где совершенствовался в составлении и произнесении проповедей. Пребывание в Литве имело для него большое значение, так как скромный по природе Димитрий оказался в центре борьбы Православной Церкви с Унией.
После Вильно он попал в Слуцк, где православное население особенно терпело большие притеснения от Униатской Церкви. Здесь в Слуцке иеромонах Димитрий прожил почти год в Преображенском монастыре, где был избран братским проповедником. В период своего пребывания в Литве он писал свой труд под названием «Диарий», в нем он делал записи о событиях, происходящих на Украине, в Польше и Москве.
Через год он вернулся на Родину, и в течении двух лет жил в Крупецком Николаевском монастыре.
10 августа 1681 года иеромонах Димитрий был возведен в сан игумена и назначен настоятелем в Спасский монастырь в городе Чернигове.
1 марта 1682 года игумен Димитрий был переведен настоятелем в Батуринский Никольский монастырь вблизи Киева. Но должность настоятеля монастыря его тяготила, и 26 октября 1683 года он отказался от игуменства в Батуринском монастыре и 23 апреля 1684 года по приглашению архимандрита Варлаама, переезжает в Киево-Печерскую Лавру. Здесь начался славный период его жизни. На него было возложено послушание составлять Жития Святых. Димитрий с любовью принялся за порученное ему дело, которым занимался целых 20 лет. За это время он проработал массу источников, написанных на разных языках. К каждому источнику он подходил с исключительным вниманием.
В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриарха в состав Московского патриархата. В связи с переходом в подчинение Московской патриархии Киевский митрополит Гедеон (Четвертинский) уговорил Димитрия снова принять игуменство в Батуринском монастыре, обещая ему всячески содействовать в продолжении его труда.
По ходатайству митрополита Киевского Гедеона и гетмана Ивана Мазепы из Москвы для Димитрия были высланы Великие Минеи Четьи (собрание житий святых, патериков, кормчих книг, грамот, актов и сочинений церковных писателей) митрополита Макария.
Первая книга Дмитрия «Жития Святых» увидела свет в январе 1689 года. В том же году в составе в свиты гетмана Ивана Мазепы, он впервые побывал в Москве.
В 1690 году умирает Московский патриарх Иоаким и на патриарший престол был возведен митрополит Адриан, который со вниманием отнесся к труду Димитрия и благословил его продолжать составление житий святых, поощряя своей патриаршей грамотой и денежными подарками. Желая скорее окончить свой труд, Димитрий 14 февраля 1692 года вновь отказался от игуменства, отдавшись всецело любимому делу.
В 1695 году вышла из печати вторая книга «Жития Святых». Во время печатания второй книги его назначили игуменом Глуховского монастыря. Здесь ему пришлось свою литературную деятельность совмещать с хозяйственной, занимаясь благоустройством обители.
В 1696 году ему предложили занять место игумена в Киевском Кирилловском монастыре, где в то время ктитором состоял его отец Савва Григорьевич. После небольшого колебания он принял игуменство в указанном монастыре, но 20 июня 1696 года с возведением в сан архимандрита Димитрия направили в Елецкий Успенский монастырь, оставив за ним в течение трех лет управление и Глуховским монастырем.
На новом месте архимандрит Димитрий проявил себя с исключительной стороны, ведя многообразное монастырское хозяйство. Состояние монастыря за время его пребывания в нем значительно улучшилось, так что монастырь имел возможность оказывать помощь всем нуждающимся окрестным жителям. В голодные годы по распоряжению Димитрия на монастырскую казну покупали хлеб и кормили голодающих в самой обители.
По поручению патриарха Московского Адриана поддержку Димитрию работавшему в этот период над третьей книгой «Житий Святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1699 году архимандрит Димитрий был переведен настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.
В 1700 году архимандрит Димитрий закончил свою третью книгу «Жития Святых». Выход ее в свет радовал всех благочестивых людей. И сам Дмитрий не скрывал своей радости. В то время у него созрел план создать на основе Житий Святых одну небольшую книгу, поместив в нее в сокращенном виде Жития Святых за год. Так, появилась новая книга «Мартиролог вкратце».
18 июня 1700 года Царь Петр I шлет указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому) в котором требует прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С такой же просьбой обратился к Варлааму и Московский патриарх Адриан. А после смерти патриарха Адриана 16 октября 1700 года с тоже просьбой обратился и местоблюститель патриаршего престола Рязанский митрополит Стефан (Яворский).
Царским указом от 27 декабря 1700 года Петр I назвал две кандидатуры на Сибирскую кафедру: архимандрита Новгород-Северского Преображенского монастыря Димитрия (Туптало) и Переяславского епископа Захарию (Корниловича) и велел им приехать в Москву не позднее первых чисел февраля 1701 года.
10 февраля 1701 года архимандрит Димитрий переезжает в Москву как кандидат на Тобольскую кафедру, спустя почти месяц 8 марта он произнес приветственное слово царю Петру I, а 23 марта был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. Сразу же отправиться на свою кафедру он не смог и почти год прожил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. В результате бесконечных скитаний его здоровье было подорвано. Кроме того, сознавая, что в далекой Сибири ему едва ли удастся закончить составления Житий, он впал в глубокую скорбь, а затем слег. Узнав о случившемся, Царь Петр I почтил епископа Димитрия посещением и распорядился не отъезжать из Москвы, а ожидать места в одной из более близких епархий.
К этому времени умер Ростовский митрополит Иоасаф, и 4 января 1702 года указом Царя Петра I епископ Димитрий был определен на Ростовскую митрополию. Тобольскую же кафедру возглавил епископ Филорей (Лешинский). Прибыв в свою епархию, Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века».
Состояние ростовской паствы и духовенства поразило святителя. Духовенство в основной своей массе было малограмотным и невежественным. Богослужения совершались без всякого благоговения. Много труда пришлось приложить митрополиту Димитрию, чтобы изменить существовавшее положение и насадить во вверенной ему епархии самые необходимые евангельские начала.
Надежным средством воспитания благочестия в пастве он считал правильное, торжественное и благоговейное совершение богослужения. Пример такого богослужения подавал он сам и требовал этого от всех священников. Он вменил им в обязанность обучать прихожан за литургией основным молитвам. Большое внимание уделял митрополит Димитрий проповеди, силе слова. «Злое слово и добрых злыми творит, доброе же слово и злых делает добрыми», - говорил он.
Не мудрено, что такие меры митрополита Димитрия по воспитанию вверенной ему паствы в сравнении с существовавшими тогда нравами выдвинули ростовского архипастыря из всех современных ему иерархов.
Большое значение митрополит Димитрий придавал делу просвещения. Все возникавшие человеческие нестроения, например, раскол и другие заблуждения он считал следствием невежества. Похвалу разуму он воздавал уже в «Алфавите Духовном», написанном им еще в Киеве. Он с одобрением воспринимал политику Царя Петра I посылавшего молодых дворян для обучения за границей. «Что другое может вразумить человека, как не учение?» - говорил епископ Димитрий. Поэтому он принимал все меры к тому, чтобы насадить школьное образование в своей епархии.
В 1702 году им была основана первая ростовская школа, в которую принимались дети всех сословий. Обучение для всех было бесплатное. Митрополит Димитрий возлагал на это дело все основные свои силы. Обучение и воспитание детей отличалось разнообразием и широтою, им была представлена большая свобода. Школьники заменяли святителю семью и друзей. Расходы на школу покрывались из средств архиерейского дома. Но, к огорчению митрополита Димитрия, школа просуществовала всего три года. Связано это было с тем, что шла Северная война и Россия находилась в активной стадии петровских военных преобразований. Все средства были брошены на войну, на развитие военной техники. В стране изыскивались возможные источники для пополнения государственной казны. Одним из таких источников было лишение монастырей и архиерейских домов большей части их владений. Из-за недостатка средств на военные расходы было найдено решение излишним выдавать деньги на учителей и учеников. Поэтому первая ростовская школа так скоро прекратила свое существование.
Несмотря на это митрополит Димитрий не оставил дела просвещения. Он приказал священникам, чтобы они сами обучали своих детей грамоте. Впоследствии по примеру митрополита Димитрия школы стали открываться и в других епархиях.
При своей разнообразной и многосторонней деятельности митрополит Димитрий не оставлял и любимого своего труда по составлению Житий Святых. Он трудился день и ночь, боясь не закончить любимого дела до своей кончины.
Труд его увенчался успехом. 9 февраля 1705 года была закончена последняя книга «Жития Святых». Все сознавали важность этого капитального труда не только для России, но и для всей восточной церкви. Несказанно радовался завершению своего дела и сам митрополит Димитрий.
Несколько позже в качестве руководства по церковной истории митрополитом Димитрием была написана книга «Летописец келейный». Митрополит писал и драматические произведения, которые ставились в Ростовской архиерейской школе. В числе таких его произведений значатся «Рождественская драма», «Успенская драма» и ряд других подобных литературных произведений Петровской эпохи. Был митрополит также и автором пастырских посланий, духовных песнопений, дневниковых записей и деловых документов.
Последние годы жизни митрополита Димитрия были посвящены борьбе с расколом в церкви. Чувствуя, что раскол начал приобретать силу в епархии после введения петровских реформ, он взялся за проповедь и составление статей, объясняющих сущность раскола и обличающих его. Им было написано доступным для простого народа языком сочинение, направленное против раскольников: «Розыск о раскольнической Брынской вере». Своей неустанной деятельностью по борьбе с расколом митрополит Димитрий возбудил против себя среди раскольников ужасную ненависть.
Постоянные труды и заботы ослабили организм святителя, привели его к истощению. Чувствуя приближение своей кончины, митрополит Димитрий увеличил помощь нищим и искалеченным. В своем духовном завещании митрополит писал такие слова: «С восемнадцатилетнего возраста до приближения моего к гробу я не собирал ничего, кроме книг, у меня не было ни золота, ни серебра, ни излишних одежд».
До самого дня своей кончины митрополит Димитрий сам совершал богослужения в храме. Последнюю литургию он отслужил в день своего Ангела 26 октября 1709 года, за день до кончины, но был уже настолько слаб, что сам не смог произнести поучения.
Перед смертью митрополит Димитрий слушал певчих, исполнявших сочиненные им канты, молитвы Иисусу, затем он их отпустил и закрыл за ними келью. Наутро, 28 октября 1709 года, его обнаружили стоящим на коленях в молельном положении, но уже бездыханным. По его завещанию, в гроб вместо подушки положили черновики его сочинений.
После отпевания в Успенском соборе, тело митрополита Димитрия находилось в Спасской церкви. Погребение было отложено до приезда его друга митрополита Стефана (Яворского). Такова была воля покойного. Он с Яворским договорился, что кто из них переживет другого, тот должен совершить погребение своего умершего друга. Митрополита Стефана ждали в Ростове почти целый месяц. По приезду митрополита Стефана жители просили его, чтобы почивший святитель был погребен в Ростове, но митрополит Стефан, выполняя волю покойного Димитрия, совершил погребение его в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря.
В день погребения, 25 ноября 1709 года, митрополит Стефан (Яворский) совершил в соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в соборном храме обители. Из монастырского приказа было предписано устроить в юго-западном углу Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря каменный склеп, сделать каменный гроб, но вместо этого, в могиле был сооружен лишь деревянный сруб.
В 1752 году над могилой митрополита Димитрия обвалился пол. В ходе ремонта открылся поврежденный бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Сразу же был извещен митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.
Открытие нетленных останков сопровождалось чудесными исцелениями, происходившими при них. Кроме того, во многих местах России исцеления происходили по молитве к нему.
Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей, после проверки их нетленности и исцелений, происходящих при обращении к Димитрию. Повелением императрицы Елизаветы Петровны в Ростов для сбора сведений о совершенных при мощах исцелениях был направлен синодальный прапорщик Ф. И. Баранов. А для вторичного освидетельствования мощей, указом Священного Синода направлялись суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил.
В первый день Пасхи – 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей – 21 сентября, как и день кончины – 28 октября были объявлены днями празднования святому Димитрию Ростовскому. Службу, посвященную Святому Димитрию, Священный Синод поручил составить епископу Переяславскому и Дмитровскому Амвросию. Житие святителя Димитрия написал Ростовский митрополит Арсений.
По свидетельству историка русской церкви Евгения Евсигнеевича Голубинского святитель Димитрий Ростовский являлся первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Более того, прославление Димитрия Ростовского оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия.
В 1760 году в честь святителя была названа только что основанная на казачьей земле в устье Дона, на месте Темерницкой таможни Крепость святого Димитрия Ростовского, развившаяся впоследствии в город Ростов-на-Дону.
Императрица Елизавета Петровна пожаловала святому Димитрию Ростовскому серебряную раку и облачение из золотой парчи. В торжествах, происходивших в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей святого Димитрия в новую раку присутствовала уже другая императрица – Екатерина II. 23 мая императрица со свитой пешком пришла в Ростов. В церемонии переложения мощей участвовали виднейшие русские иерархи того времени.
Образ святителя Димитрия Ростовского был увековечен в одной из бронзовых фигур на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, поставленный в древнем русском городе в 1862 году. А в 1999 году в Ростове-на-Дону перед Собором Рождества Пресвятой Богородицы – кафедральном соборе Ростовской и Новочеркасской епархии, установлен уже современный памятник Димитрию Ростовскому.

Кандидат исторических наук
Эдуард Бурда

Иллюстрации:
1. Дмитрий Ростовский. Портрет-парсуна, начало XVIII века.
2. Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского 1910 год.
3. Святитель Димитрий Ростовский. Современная икона.
Категория: Мои статьи | Добавил: mamay69 (05.02.2023)
Просмотров: 821 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0