Разделы
Категории раздела
Помощь сайту
Поиск
Вход на сайт

Главная » Статьи » Мои статьи

Живописец Василий Иванович Суриков
Живописец Василий Иванович Суриков

Великий живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и действительный член Императорской академии художеств Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года в городе Красноярске в казачьей семье коллежского секретаря Ивана Васильевича Сурикова и Прасковьи Федоровне Торгошиной.
Предки Василия Ивановича по отцовской и по материнской линии пришли в Сибирь с Дона еще в XVI веке. Он гордился своим происхождением, говорил: «Со всех сторон я природный казак… Мое казачество более чем 200-летнее». Дед Василий Иванович Суриков (1786-1836) служил сотником в Туруханске, двоюродный брат деда – Александр Степанович Суриков (1794-1854), был атаманом Енисейского казачьего полка. Дед по матери Федор Егорович Торгошин был торговым казаком, занимался импортом чая из Китая.
Впоследствии его друг Максимилиан Волошин со слов Василия Ивановича запишет следующее: «В семье у нас все казаки. До 1825 года простыми казаками были, а потом офицеры пошли. А раньше Суриковы все сотники, десятники… Подполье у нас в доме было полно казацкими мундирами, еще старой, екатерининской формы. Не красные еще мундиры, а синие, и кивера с помпонами. Помню еще мальчиком, как войска идут – сейчас к окну… Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне дух, и силу, и здоровье».
В 1854 году его отца Ивана Васильевича Сурикова перевели из Красноярска на службу в акцизное управление в село Сухой Бузим. Здесь в селе юный Василий Суриков заканчивает два класса приходской школы при Всехсвятской церкви и в 1858 году начинает учебу в Красноярском уездном училище.
Рисовать Василий Иванович начал еще в раннем детстве. В возрасте шести лет скопировал с гравюры изображение Петра I. Его мундир юный художник раскрасил «синькой, в отвороты – брусникой». Первым же учителем рисования для него стал Николай Васильевич Гребнев – учитель рисования Красноярского уездного училища. Наиболее ранним датированным произведением Сурикова считается, ныне хранящаяся в его музее-усадьбе в Красноярске, акварель «Плоты на Енисее» 1862 года.
В 1859 году в Сухом Бузуме от туберкулеза умирает отец Василия Ивановича, и мать с детьми возвращается в Красноярск. После окончания уездного училища из-за нехватки средств продолжить свое обучение Василий Суриков не смог. И что бы хоть как то обеспечить семью юноша устроился канцелярским писцом в Енисейское общее губернское управление, об этом времени он вспоминал: «Очень я по искусству тосковал». Помог случай: во время работы в губернском управлении его рисунки увидел Енисейский губернатор, генерал-майор Павел Николаевич Замятин, который изъявил желание поддержать юное дарование. Губернатор нашел мецената – красноярского купца и золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова, который оплатил обучение Сурикова в Санкт-Петербургской Академии художеств.
11 декабря 1868 года Василий Суриков с обозом золотопромышленника Петра Кузнецова отправился из Красноярска в Санкт-Петербург. Будущий художник был не готов поступать в Академию художеств, поэтому по прибытии в столицу он несколько месяцев учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художников.
В августе 1869 года Василий Суриков сдал экзамены и стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником в класс к Павлу Петровичу Чистякову. Во время учебы за свои работы он получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. В своих работах он считал главным композицию, за что в Академии художеств получил прозвище «композитор».
Первой его самостоятельной работой в академии в 1870 году стала картина «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» - позже ее приобрел для своей коллекции его меценат Павел Петрович Кузнецов. В настоящее время первый вариант этой картины хранится в Красноярском государственном художественном музее имени Василия Ивановича Сурикова.
Летом 1873 года Василий Суриков приезжает в Красноярск, и некоторое время живет в Хакасии – на золотых приисках Павла Кузнецова. В 1874 году художник написал в подарок своему благодетелю Кузнецову картину «Милосердный самаритянин», за которую получил Малую золотую медаль.
4 ноября 1875 года Василий Иванович Суриков окончил Академию художеств в звании классного художника первой степени.
В 1877 году Василий Суриков переехал в Москву, где получил заказ на создание четырех фресок на темы Вселенских соборов для только что построенного храма Христа Спасителя. Впоследствии Суриков вспоминал: «Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь». Работу над фресками он начал еще, будучи в Санкт-Петербурге в 1876 году. Работа над фресками продлилась два года, и хотя его работа и получила самую высокую оценку со стороны специалистов и зрителей, больше на заказ живописец никогда не писал.
В первые годы жизни в Москве Василий Суриков не имел собственного жилья и вынужден был жить в арендованных квартирах и гостиницах. Однако с Москвой была связана вся дальнейшая его жизнь, он покидал ее только для сбора материала к новым полотнам.
Помимо живописи Суриков страстно любил еще и оперу и увлекался музыкой, которая оказывала большое влияние на его творчество. В свободное время Василий Иванович обучался мастерству исполнения на гитаре у своего друга, известного московского гитариста Федора Федоровича Пелецкого.
25 января 1878 года в жизни Василия Ивановича Сурикова произошли существенные перемены, он женился на Елизавете Августовне Шаре – внучке декабриста Петра Николаевича Свистунова. В браке у супругов родились две дочери: Ольга и Елена.
После завершения работы над фресками храма Христа Спасителя художник занялся тем, о чем давно мечтал – писать картины на сюжеты русской истории. Первым крупным произведением Василия Сурикова стала картина «Утро стрелецкой казни» - художник изобразил приготовления к казни стрельцов после бунта 1698 года. Сам художник о замысле картины вспоминал следующее: «…однажды иду я по Красной площади, кругом ни души… И вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось. Почувствовал, что если напишу то, что мне представилось, то выйдет потрясающая картина». Над полотном художник трудился с 1879 по 1881 год. Успех картины был столь огромен, что Василий Иванович сразу же выдвинулся в число крупнейших отечественных художников.
В 1881 году Василий Иванович Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и до 1909 года, участвует в их выставках. Затем он перешел в Союз русских художников. Академиком живописи становится в 1895 году, будучи 47 лет от роду.
Следующим фундаментальным полотном Сурикова стала картина «Меньшиков в Березове», над которой он работал с 1881 по 1883 год. В ней он изобразил драматический финал судьбы фаворита Петра I светлейшего князя Александра Даниловича Меньшикова, которого за государственные интриги император Петр II отправил в ссылку в сибирский Березов. Впервые картину показали в 1883 году на XI выставке Товарищества художников передвижников. После этой работы о Василии Ивановиче Сурикове заговорили как о живописце-историке. Художник Михаил Васильевич Нестеров называл ее своей «самой любимой картиной Сурикова».
Полотно «Меньшиков в Березове» приобрел меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков, после чего у Сурикова появились деньги для зарубежной поездки в Европу. Художник побывал в Италии, Германии, Австрии и Франции, ознакомился с коллекцией Лувра и собранием Дрезденской галереи.
В 1887 году Суриков завершил работу над одним из самых известных своих произведений – «Боярыня Морозова». Огромное историческое полотно было посвящено судьбе легендарной героини русского старообрядчества. Сюжет картины прост и трагичен: по заснеженной московской улице в заточение везут неукротимую воительницу за старую веру, а на нее со всех сторон смотрят друзья и враги. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тетки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учебы в уездном училище. Над этим полотном живописец работал семь лет. Первый эскиз для будущей картины им был написан в 1881 году. Каждого из персонажей картины художник тщательно прорабатывал, продумывал жесты и костюмы, и долгое время не мог найти типажа для образа главной героини. В итоге 1884 году прототипом Морозовой стала тетка Сурикова – Авдотья Васильевна Торгошина. Ее муж, Степан Федорович, ранее был изображен на картине «Утро стрелецкой казни» - став прототипом стрельца с черной бородой. В виде смеющегося купца слева на картине изображен бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семенович Закоурцев, который позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске еще в 1873 году. Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское.
На XV Передвижной выставке работа Сурикова «Боярыня Морозова» вызвала неоднозначные оценки. Некоторые сравнивали картину с пестрым персидским ковром. Художественный критик Владимир Васильевич Стасов расчувствовался перед полотном: «Суриков создал теперь такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще».
8 апреля 1888 года скончалась жена Сурикова - Елизавета Августовна. На следующий год в начале лета Василий Иванович с двумя дочерьми уехал в Красноярск, где прожил до осени 1890 года. Здесь Суриковым было написано полотно «Взятие снежного городка». Идею картины художнику подал его младший брат Александр, который изображен на картине, стоящим в кошеве.
Впервые игру «Взятие снежного городка», которая является кульминацией масленичных гуляний, Суриков увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери, Торгошино. Для написания полотна во дворе усадьбы Сурикова зимой 1889 года был специально построен снежный городок. В игре участвовали и одновременно позировали друзья художника и крестьяне деревни Базаиха.
За картину «Взятие снежного городка» на Международной выставке в Париже в 1900 году Василий Иванович Суриков получил именную бронзовую медаль.
Во время посещения Сибири Василий Суриков изучал жизнь и быт не только сибирских казаков, но также и коренных народов: остяков, вогулов и хакасов. Являясь родовым казаком и одновременно коренным сибиряком, он не мог пройти мимо легендарного образа атамана Ермака Тимофеевича. В 1891 году художник приступил к работе над картиной «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем». Этюды для картины Суриков писал на реке Обь. Летом 1892 года Василий Иванович жил на золотых приисках Иннокентия Петровича Кузнецова в Хакасии. В своем письме он писал: «Пишу татар. Написал порядочное количество. Нашел тип для Ермака». Работа над картиной продолжилась на Дону в 1893 году. В станице Раздорской Суриков рисовал этюды с местных казаков – Арсения Ковалева, Антона Тузова, Макара Агаркова, впоследствии использованные в картине. Именно батареец Арсений Иванович Ковалев послужил прототипом для окончательного образа Ермака, а Макар Агарков – для образа Ивана Кольца. На Дону была сделана и зарисовка большой казачьей лодки, впоследствии попавшей в картину. В том же 1893 году художник вновь отправился на север Сибири – делать зарисовки остяков. В 1894 году состоялась новая поездка, на сей раз в Тобольск и по Иртышу. Работа над картиной завершилась в 1885 году. На картине изображен кульминационный момент Сибирского похода атамана Ермака Тимофеевича – сражение 1582 года между казачьей дружиной Ермака и огромным войском, собранным сибирским ханом Кучумом.
Картина «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» стала важным событием XXIII выставки Товарищества художников передвижников. В марте того же года совет Академии художеств присвоил автору полотна звание академика. Император Николай II, узнав, что Василий Суриков договорился с Павлом Михайловичем Третьяковым о продаже ему «Покорения Сибири» за 30 тысяч рублей, заявил, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее». Полотно было приобретено императором за 40 тысяч рублей – по словам художника Михаила Васильевича Нестерова, самую большую сумму, за которую когда-либо покупались картины русских художников. Через несколько недель после этой сделки, в апреле 1895 года, Николай II подписал монарший указ об учреждении Русского музея Императора Александра III. С 1897 года «Покорение Сибири» выставлено в этом музее. Меценату и коллекционеру Павлу Третьякову в знак уважения Василий Суриков в том же 1895 году подарил уменьшенную копию этой картины.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Федор Федорович Спиридонов, который составлял для Василия Ивановича родословную. В то время Спиридонову было 82 года. Летом 1897 года Суриков совершил специальную поездку в Швейцарию, где посетил суворовские места в Альпах. Здесь он пишет этюды с натуры. Работа над картиной завершилась в 1899 году – в 100-летие итальянского похода Александра Васильевича Суворова-Рымникского. Сам художник писал о своей работе: «Главное у меня в картине — движение. Храбрость беззаветная — покорные слову полководца идут». Полотно выставлялось в Санкт-Петербурге и Москве, и была приобретена императором Николаем II.
Следующим большим полотном для художника стала картина «Степан Разин». Эта картина разительно отличается от «Покорения Сибири Ермаком», которая наполнена накалом нешуточного, неравного по силам сторон боя. Здесь же прославленный в народном творчестве казачий атаман, погруженный в тягостные раздумья, со своей дружиной плывет по раздольной Волге. Идея картины появилась у Василия Ивановича Сурикова еще в 1887 году, но работа над картиной началась только в 1900 году. Этюды для картины художник писал в Сибири и на Дону. Прототипами прославленного атамана стали красноярский ученый Иван Тимофеевич Савенков, который фигурировал на ранних этюдах живописца, а затем его сын Тимофей Иванович Савенков, который появился в более поздних этюдах. Однако, многие исследователи творчества художника отмечали схожесть образа Разина с фотографиями и автопортретами Сурикова тех лет. Впервые картина была показана на XXXV выставке Товарищества художников передвижников в 1906 году, но художник продолжил работать над лицом Разина даже после продажи картины в 1907 году, и закончил ее только в 1910 году.
В 1907 году Василий Иванович Суриков покинул ряды Товарищества художников передвижников и стал членом Союза русских художников.
Параллельно со «Степаном Разиным» Василий Суриков в это время работал над несколькими картинами. В 1901 году им была начата картина «Красноярский бунт 1895 года». События Красноярского бунта 1695-1698 годов были знакомы художнику еще с детских и юношеских лет. Но с подробностями этого героического эпизода народной борьбы в Красноярске он познакомился, когда в книжке Журнала Министерства народного просвещения за 1901 год прочитал работу известного историка Сибири Николая Николаевича Оглоблина «Красноярский бунт 1695-1698 годов». Тема бунта служивых людей, казаков и коренных жителей Красноярска, доведенных до отчаяния притеснениями петровских воевод, увлекла художника. Близка она была живописцу еще и потому, что среди руководителей бунта были предки Василия Ивановича – служивые сибирские казаки Петр и Илья Суриковы. В 1901-1909 годах Суриков сделал несколько эскизов и набросков, помеченных датами разных лет. Известны два исполненные акварельными красками и графитным карандашом эскиза-наброска картины. Бесспорно, что художник в дальнейшем собирался продолжить работу над картиной, но по неясным причинам так и не сумел осуществить свой замысел.
Остался неосуществленным и замысел картины «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря, убитого древлянами». Картина была задумана в 1909 году во время его поездки на озеро Шира.
После прочтения книги московского историка Ивана Егоровича Забелина «Домашний быт русских цариц в XVI-XVII веках», Василий Иванович Суриков с 1908 года пишет картину «Посещение царевной женского монастыря», которую закончил в 1912 году. Прототипом царевны внучка художника Наталья Кончаловская и Ася Добринская.
В 1910 году Василий Иванович вместе с зятем художником Петром Петровичем Кончаловским посещает Испанию, где сделал серию акварельных зарисовок.
В том же 1910 году в Красноярске по инициативе Василия Ивановича Сурикова и архитектора Леонида Александровича Чернышева открылась рисовальная школа. Специально для ее воспитанников художник закупил в Санкт-Петербурге учебные пособия.
В последние годы своей жизни художник много и плодотворно трудился. Летом 1914 года Василий Иванович вновь посещает Красноярск, где пишет ряд пейзажей – «Красноярск в районе Благовещенской церкви», «Старый Красноярск», «Плашкоут на Енисее» - и несколько акварелей. Последней крупной работой художника стала в 1915 году картина «Благовещение», которая ныне хранится в Красноярском художественном музее.
В 1915 году Суриков из-за обострения болезни сердца проходил курс лечения в Крыму. Скончался Василий Иванович в Москве 6 марта 1916 года от хронической ишемической болезни сердца. Почувствовав приближение смерти, художник произнес последние слова: «Я исчезаю». Похоронен выдающийся художник рядом с женой на Ваганьковском кладбище. В настоящее время имя прославленного потомка сибирских казаков носит Московский художественный институт, а на родине художника в городе Красноярске открыт музей-усадьба Василия Ивановича Сурикова.

Кандидат исторических наук
Эдуард Бурда

Иллюстрации:
1. Портрет В. И. Сурикова работы И. Е. Репина.
2. Санкт-Петербург. Императорская Академия художеств.
3. Василий Суриков. Утро стрелецкой казни.
4. Василий Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем.
5. Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы.
Категория: Мои статьи | Добавил: mamay69 (16.08.2023)
Просмотров: 932 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0