Из истории казачества [19] |
Традиции, обычаи, быт [13] |
Одежда казаков [16] |
Казачья кухня [58] |
Станицы. Храмы [18] |
Сказки, рассказы, легенды [30] |
Стихи [68] |
18:02 ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ДОНСКИХ КАЗАКОВ: поверья, обычаи, символическое значение | |
Донские казачки издавна отличались особенными головными уборами и причёсками. В XIX веке (вплоть до начала XX века) у казачек на Верхнем Дону был популярен колпак – длинный тканый мешочек с кисточкой на конце, иногда украшенный бисером или вышивкой. Колпак натягивали на собранные в косу или куль волосы и часть головы. Постепенно колпак вышел из моды, и его заменила шлычка – небольшая шапочка с круглым верхом, которую надевали на узел волос. Однако по привычке в хуторах Вёшенского юрта шлычку зачастую называли колпаком, а в Елани – колпаком или кикой. По традиции казачка, выходя из дома, обязана была покрывать голову платком, косынкой или другим головным убором. Женщин с непокрытой головой называли «распокрытой» или «расповязанной». В праздники или просто на выход казачки надевали плетёные коклюшечные шарфы и косынки с замысловатыми узорами, в основном чёрного цвета. Носили также шарфы и косынки бежевого цвета, но реже. Коклюшечными косынками с длинными концами покрывали голову, а концы перебрасывали крест-накрест через плечи. Иногда один конец косынки обматывали вокруг шеи и подтыкали, а второй – свободно свисал. Так же повязывали и коклюшечный шарф. В гардеробе казачек было несколько платков: для летнего, весеннего, осеннего и зимнего периодов, праздничные, повседневные, траурные. Весной и осенью женщины надевали на выход большие платки – красивые шёлковые, узорчатые турецкие и тонкие кашемировые с яркими цветами по полю и бахромой. Существовало поверье, что волосы женщины обладают магической силой, а во время дождя притягивают грозу. Считалось также, что женщина без головного убора может пострадать от удара молнии. Не разрешалось «распокрытой» заходить в церковь. Дома казачки надевали платочки во время приготовления пищи и во время молитвы, а старушки даже спали с покрытой головой. Головные уборы казаков – особая часть их гардероба. Они считались «продолжением головы» и свидетельствовали о принадлежности к казачеству. Фуражка – обязательный головной убор донского казака. Это символ принадлежности казака к Войску. Иногородние и гости на Кругу должны были быть с непокрытой головой, а казаки – в фуражках. Снимали её во время молитвы, присяги и выступления на Кругу. Фуражка в курене вешалась на видном месте, а в доме вдовы лежала под иконой. «Это тебе, папаша, – скороговоркой буркнул Григорий, на глазах у всех разворачивая новую казачью фуражку, с высоко вздёрнутым верхом и пламенно-красным околышем» («Тихий Дон»). Башлык был одним из обязательных предметов зимнего военного обмундирования служивых. Башлык, как правило, суконный, накидывался на спину шинели или бекеши и носился зимой в ненастную погоду. Концы башлыка пропускались под погоны, затягивались поясным ремнём или поясом. У большинства казаков башлык был наделён символическим значением. В зависимости от того, как повязывался башлык, можно было узнать возраст казака: завязанный на груди означал, что казак отслужил срочную службу; перекрещённый на груди – находится на службе и следует по делу; пропущенные концы под ремнём – находится на службе в строю. В конном строю и в свободное от службы время концы башлыка закидывались за спину. В 1862 году башлык был введён как форменный головной убор в войсках донского и терского казачества. Источник: Музей-заповедник М.А. Шолохова http://www.sholokhov.ru Фото - из экспозиции Музея-заповедника М.А. Шолохова ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА! | |
|
Всего комментариев: 0 | |