Из истории казачества [19] |
Традиции, обычаи, быт [13] |
Одежда казаков [16] |
Казачья кухня [58] |
Станицы. Храмы [18] |
Сказки, рассказы, легенды [30] |
Стихи [68] |
« Ноябрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Главная » Все материалы |
«В моей родной станице Ильинской Родительская отмечалась на «Красную горку», в следующие воскресенье после пасхи. РОДИТЕЛЬСКАЯ - так называли казаки этот праздник. Он такой же значимый, как пасха. На «Родительскую» еще больше готовили. Пекли паски, пироги, красили яйца. Это сейчас разнообразие всевозможных красок, а раньше казачки красили яйца натуральными красителями. Луковой шелухой, чтобы получить коричневый цвет яиц, бордовый (это зависит от лука), мареной красили и получали бордовый цвет яиц, веточками тополя (желтый цвет). Марена - это бренд терских казаков по покраске яиц. Ее много растет в наших краях. Обычно казаки готовят корни марены заранее. ... Читать дальше » «В традициях донской свадьбы слилось влияние обычаев разных народов, а в итоге выкристаллизовались особенности, присущие территории Дона. Но и здесь отличия в том, как гуляют верхнедонские казаки и нижнедонские, могут быть существенны. Кто кого выбирает Вообще-то выбор был за родителями, но молодой человек мог прийти к ним и сказать, что присмотрел девушку. В случае невесты ситуация была строже: она не могла сказать «нет» решению родителей. Когда сваты приходили в дом, невесту они там видеть не могли, да и жениха тоже могло там не быть. Родители оговаривали между собой — какая у кого получается выгода. Хотя существовал и предварительный запрос — готовы ли родители отдать девушку в сватающую ее семью, за конкретно этого молодого че ... Читать дальше » «Урядник и кавалер муж составлял всегда гордость гребенички. Не один казак положил свою голову для того, чтобы доставить своей красавице-жене честь щегольнуть перед подругами своим героем и мужем. Гребеничка никогда не была рабом своего мужа, но это нисколько ей не мешало оставаться его работницей - ввиду беспрерывной его службы. Она всегда готова была жертвовать тяжким трудом, лишь бы видеть своего джигита-мужа на лихом коне, обвешанного оружием, окованным в серебро с чернью. Ей всегда казалось, что этот боевой наряд ее мужа настолько близок ей, что и она делается от него и красивей, и горделивей. Вообще гордость и достоинство присущи характеру гребенички так же, как и гребенца, и эти качества дают им силы мужественно и с достоинством ... Читать дальше » После страшных событий Гражданской войны судьба разбросала казаков во многие уголки земного шара. И они вынуждены были заботиться о собственном существовании и как-то зарабатывать. Особенно в эмиграции преуспела казачья джигитовка. В 30-е и в первые послевоенные годы во многих городах Западной Европы с огромным успехом выступала группа казаков-джигитов «Казачья шестерка», создателем и руководителем которой был казак станицы Новочеркасской, подхорунжий Виктор Владимирович Тевяшов. Он родился в 1902 году в Новочерка ... Читать дальше » В настоящее время такой предмет, как коромысло, почти забыт, его мало где можно увидеть. А ведь когда-то коромысло было в хозяйстве у казачек одним из главных предметов! Не было ни одного двора, где бы им не пользовались, оно считалось первостепенным предметом станичного быта. Так что же такое "коромысло»? Это дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер, кладётся на плечи и верхнюю часть спины. В словаре Ожегова «коромысло» - это толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах для ношения вёдер на плечах. С помощью коромысла в дом носили воду для питья и других нужд. Коромысло помогало, не уставая, нести на плечах два ведра воды. Ведра должны располагаться как можно дальше от тела, таким образом ... Читать дальше » «По отчетам Военно-медицинского ведомства, к самым нездоровым местностям Кавказской линии причислялось пространство от Кизляра вверх по Тереку до станицы Червленой, а потом города Моздок и Георгиевск с их окрестностями и, наконец, нижнее течение Кумы от станицы Александрийской до впадения ее в Каспийское море. По отношению к местному климату требовалась, по мнению врачей, такая же осторожность, какую только может соблюдать человек, проходя мимо спящего дикого зверя или обращаясь с пороховой пылью, готовой вспыхнуть от малейшей искры. К условиям вредного действия климата на здоровье войск относились резкие переходы от тепла к холоду, отсутствие дождей в летние жары и чрезмерное обилие их в весеннее и осеннее время, пронзительные зимние ветры, недоброкачеств ... Читать дальше » "Известь, добываемая в окрестностях Пятигорска, идет в Ростов-на- Дону и Ставрополь. Сапожники и столяры станицы Горячеводской сбывают свои изделия на базарах в Пятигорске; в Пятигорск же отсюда идет одна треть всего количества изготовляемых в станице кизяков. Из Змейской овощи, воск, мед частью идут на базары во Владикавказ; сюда же из Аки-Юртовской станицы сбываются доски, корыта и лопаты. Район сбыта ободьев (из станицы Ассинской) ограничивается Владикавказом (малый сбыт), Грозным, Георгиевском и Моздоком. Из Ассинской же станицы хорошо сбываются трости и обручи на базарах в Кизляре и Моздоке. Из Слепцовской кожи развозятся в Грозный, Владикавказ, Моздок. Уголь из Умахан-Юртовской станицы продается в Кизляре, Петро ... Читать дальше » Из книги Лидии Заседателевой «Терские Казаки», издание МГУ, 1974 год
За день до свадьбы в домах молодых пекли «вытушкы» (калачи), каравай, лежень и шиши (маленькие круглые хлебцы); разливали вино, затыкая бутылки колосьями пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса (…) и перевязывали их розовыми лентами. Все эти приготовления назывались «липыть шишки». Собственно, шишек пекли очень много, так как их подносили каждому, кого приглашали на свадьбу, и во время одаривания молодых, и в знак благодарности за подарки. У жениха в доме пекли большой пирог с начинкой (лежень), в середину которого запекали монету на счастье. Его должны были подавать в конце свадебного пира, причем серединку пирога сохраняли для молодых. Особое значение имело приготовление свадебного каравая. Для этого в доме невесты собирались замужние женщины; старались позвать таких, у которых была дружна ... Читать дальше » «В ряде станиц существовал специфический рождественский обряд – «бабья каша». Это гулянье женщин у повитухи, традиционно происходившее на второй день Рождества. Суть обряда такова: к повитухе собирались те казачки, у которых она принимала роды. Бабка-повитуха варила кашу, накрывала стол, угощала женщин кашей. В благодарность те одаривали её подарками.
Рождественские святки в канун Нового года (14 января) непременно становились временем многочисленных гаданий. Разнообразие их приемов просто поражает воображение современного человека и удивляет его некоторой прямолинейностью. Так скажем, ставили под образа икону, (божницу) палки по числу членов семьи, а затем смотрели, чья палка упадет, тот и умрет в следующем году, или брали под мышку хлеб и шли подслушивать у чужих окон: если говорили хорошее - будет урожай, если дурное - недород. В другом случае расставляли 12 чаш с солью и каждой давали название одного из месяцев года. Потом проверяли: мокрая соль - дождливый меся ... Читать дальше » «Развитие шелководства на Северном Кавказе и, в частности, на Тереке известно ещё с XVII века, когда армянин Сараф Васильев построил «шёлковый завод … , который от Терка два дни езды, где древа обрёл, в которых черви шёлк рождают». А первое упоминание о занятии шелководством терских казаков датировано 1753 годом, когда атаман Лукъян Борисов в жалобе Астраханскому губернатору на жителей Шелковского завода писал, что они дескать «рвут тутовые листья в Новогладковском юрте, а для выкормки червей шелковичный лист нужен самим казакам». Однако, шелководство в это время, имело преимущественно потребительское значение в казачьих хозяйствах. Об этом сообщается и в донесениях Моздокского коменданта в 1797 году: «Шёлковые заведения хоша у некоторых здешних жит ... Читать дальше » |