Из истории казачества [19] |
Традиции, обычаи, быт [13] |
Одежда казаков [16] |
Казачья кухня [58] |
Станицы. Храмы [18] |
Сказки, рассказы, легенды [30] |
Стихи [68] |
« Ноябрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Главная » Все материалы |
Шлычка – казачий головной убор
«На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка» М.А. Шолохов «Тихий Дон» В давние времена замужних казачек можно было отличить по особенностям в одежде. После свадьбы женщина скручивала волосы в узел и надевала шлычку. Это особым образом скроенный колпачок, который закрывал пучок волос, при этом не скрывал волосы спереди. Форму шлычки держала стеганная ватная подкладка. Затягивался головной убор продетой в него тесемкой или закалывался шпилькой. Казачки в повседневной жизни носили простые ситцевые шлычки, которые защищали волосы от жаркого солнца, ветра, дождя. В праздничные дни женщины носили головной убор из дорогой ткани, украшенный вышивкой, кружевом, стекляру ... Читать дальше » (Кубанские казачки станицы Отрадной) "Основой женского костюма была рубаха, которая являлась, также как и у русских и украинцев, нательной и верхней домашней одеждой. Традиционная кубанская женская рубаха была длинной, с длинными рукавами, с круглым, немного присборенным воротом, иногда с воротником, прямым разрезом и застёжкой на пуговицу или с завязками. Почти до 30-х годов XX века рубаха была основной одеждой казачек. В рубахе и юбке женщины выполняли все домашние работы. Девочки в одной рубахе, подпоясанной поясом или бечёвой, ходили до 10-12 лет, а в старину – до самого замужества. Старинной одеждой казачек, надевавшейся на рубаху, была юбка, более характерная для народного костюма украинцев и белорусов, чем для русски ... Читать дальше » Донские казачки издавна отличались особенными головными уборами и причёсками. В XIX веке (вплоть до начала XX века) у казачек на Верхнем Дону был популярен колпак – длинный тканый мешочек с кисточкой на конце, иногда украшенный бисером или вышивкой.
Колпак натягивали на собранные в косу или куль волосы и часть головы. Постепенно колпак вышел из моды, и его заменила шлычка – небольшая шапочка с круглым верхом, которую надевали на узел волос. Однако по привычке в хуторах Вёшенского юрта шлычку зачастую называли колпаком, а в Елани – колпаком или кикой. По традиции казачка, выходя из дома, обязана была покрывать голову платком, косынкой или другим головным убором. Женщин с непокрытой головой называли «распокрытой» или «расповязанной». ... Читать дальше » Наше внимание привлекла выставка авторских работ дизайнера-модельера Анны Азаровой из Краснодара, которая состоялась в Историко-краеведческом музее г. Майского, Кабардино-Балкарская республика. Этим летом Анна объездила наши казачьи музеи и создала коллекцию женских костюмов по мотивам одежды терских казачек. ... Читать дальше » «К свадьбе на Верхнем Дону всегда тщательно готовились. В хуторах и станицах Вёшенского и Еланского юртов женские свадебные венчальные наряды шились по достатку в семье и по своему вкусу. Украшением невесты были веночек и белая фата. Бумажные цветы для веночка окунали в белый парафин, поэтому они были белые и твёрдые. В народе такие веночки называли восковыми. На Дону на казачьей свадьбе существовал такой обычай: когда основная часть гуляния проходила, невесту уводили сваха, родственницы или подруги в другу ... Читать дальше » «Не в святцах вы, но ...в складнях сердца, И мироточит душа вновь, И манит образ ваш из детства, Где всепрощенье и любовь. Там жертвенность и утешенье , И нежность ангельской руки, И мудрость, сила и спасенье Из вод бушующей реки! Там у Червлёнского Порога , Что вечностью не запятнать, Вашу красу высоким слогом… Мои Червлёнские Мадонны , Гордость и честь, Отвагу, славу Я не устану воспевать!» [1] «Лучший наряд молодой гребенички-девушки составляет канаусовая кpaсная рубашка, атласный бешмет или фуфайка и "ширинка" (шёлковый цветной большой платок), да янтари с припайками - вот её идеал, к которому она стремится с малолетства. Вообще гребенички нос ... Читать дальше » Старообрядцы Во времена кровавых петровских реформ и еще раньше, во время церковной реформы Никона, на Дон и на Яик хлынул поток беженцев-старообрядцев. Они принесли старинный женский костюм из глубины России. Сохраняя его по религиозным мотивам, до самого недавнего времени казачки-старообрядки в повседневной жизни носили сарафаны и кафтаны покроя времен Ивана Грозного. После наполеоновских войн казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» - юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»). В некоторых станицах в середине XIX века получили распространение женские костюмы, состоящие из белой ру ... Читать дальше » Голову казачки покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми кичками, тюрбанами, «корабликами». Кстати, меня всегда интересовал вопрос: почему кичка с рожками? Идея, лежащая в основе этой моды, безусловно, древняя. Рога – это, прежде всего, защита молодухи, матери ребенка от злых сил, они уподобляют женщину корове, символу плодородия и женского начала. Рогатая кичка - слева донской казачки, справа некрасовской казачки. По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах X ... Читать дальше » Становится смешно, когда пытаются ограничить какими-то рамками женский казачий наряд. Всегда, везде и во все времена женщина была модницей и для любой из них трагедией могла стать ситуация, когда на вечеринке кто-то из подруг вдруг оказался точно в таком же платье, как у нее. На первом месте всегда стоит индивидуальность, и казачка в этом не является исключением. Ее величество мода Конечно, я сейчас не говорю о женской форменной одежде (она тоже имеет место быть), хотя, если вспомнить, например, фильм «А зори здесь тихие...», то даже там героини военного времени, живущие в лесу, умудрялись носить шелковое белье и украшали свои гимнастерки разными женскими «штучками». Так же я сейчас не говорю о костюмах фольклорных коллективов, гд ... Читать дальше » Штаны (шаровары) – «суженки». Как правило, шились из черного крепкого материала с красным нешироким войсковым кантом по бокам. Они были вместительные, с широким шагом, но суживающиеся к сапогам. Внизу к штанинам пришивались штрипки (лямки), они необходимы для удержания на месте при надевании сапог. Эта конструкция была наиболее удобна для казаков, она не стесняла движение при посадке в седло и езде верхом.
Шаровары офицеров и нижних чинов представляли собой прямые брюки, заправляемые в сапоги. Брюки никогда не носились на выпуск, как не носилось и галифе. Сапоги хромовые (юфтевые) черного цвета, носятся с брюками (шароварами). При ношении форменной одежды обувь должна быть в исправном состоянии и всегда вычищена, ушки сапог заправлены в голенища. Носить обувь с поврежденным верхом или изношенными каблуками, сапоги с опушенными или завернутыми голенищами не разрешается. ... Читать дальше » |