Из истории казачества [19] |
Традиции, обычаи, быт [13] |
Одежда казаков [16] |
Казачья кухня [58] |
Станицы. Храмы [18] |
Сказки, рассказы, легенды [30] |
Стихи [68] |
12:52 УШАМ ТЯПЛО... | |
Голову казачки покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми кичками, тюрбанами, «корабликами». Кстати, меня всегда интересовал вопрос: почему кичка с рожками? Идея, лежащая в основе этой моды, безусловно, древняя. Рога – это, прежде всего, защита молодухи, матери ребенка от злых сил, они уподобляют женщину корове, символу плодородия и женского начала. Рогатая кичка - слева донской казачки, справа некрасовской казачки. По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, на Дону простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами. С кички свисали над ушами до самых плеч чикилики — длинные нити, унизанные жемчугом, а на лоб — металлические украшения. Но вернемся к терчанкам. В станице Бороздиновской женщины носили «обыкновенно ситцевые, шерстяные или шелковые платки, которые повязывают так, что почти совершенно закрывают лоб; на макушке спереди назад образуется углубление (канавочка), которую называют шириночка; концы же платка располагают так, что они торчат словно рожки». Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже в деталях. Например, «знуздалка», или «замуздка», - платок, которым прикрывали часть лица. Этому обычаю как раз следовали терчанки, за что их дразнили «татарками». Знуздалка была обычно красно-белого цвета. «Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», - так говорила казачка, забывшая надеть знуздалку. Один важный момент описывает заведующий двухклассным училищем станицы Слепцовской Терской области П.Семенов: «Во время лета каждая девушка старательно оберегает свое лицо от загара и вообще от всех внешних влияний, с каковой целью употребляется для лица особый род повязки. Лицо так плотно закутывается, что с трудом можно дышать и смотреть, почему невольно удивляешься, как в таком виде замаскированная девушка может усиленно работать в летнюю страду. Вообще, казачьи девушки большие кокетки; в пестрых костюмах их проглядывает немалое щегольство. От своих родителей они требуют больших жертв для своих праздничных нарядов. Типичный традиционный костюм, носимый казачьими девушками, мало подвергся влиянию времени. Жаль только, что лицо, о котором так хлопочут и заботятся, совершенно бывает запрятано в складках головного платка». Для сравнения - в Турции женщины носили яшмак, который тоже закрывал часть лица. Возможно, знуздалку привезли оттуда. В описаниях одежды терских казачек станицы Умахан-Юртовской учитель Вл. Кикоть тоже говорит о кофтах, бешметах, юбках, платках и теплых шалях. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», - мотивировались эти старинные способы повязывания платков. Опять же в станице Бороздинской Терской области Кизлярского округа «замужние женщины носят на голове особый убор, называемый сорочка. Устраивается он так: берется деревянная палочка по длине лба, обтягивается ватой и обшивается ситцем; затем скручивают из ваты полукруг, который тоже обшивают ситцем; обе эти части потом скрепляют вместе, так что образуется полукруг, концы которого стянуты диаметром; полукругом надевают к затылку, а прямой палочкой ко лбу; косы кладут на голову к сорочке и повязывают подкосник (в праздники малиновый кашемировый, в будни – кумачный), сверх подкосника повязывают платок так, чтобы был виден подкосник». А в станице Ищерской женщины носили, так называемые, шлычки. Это что-то вроде чепцов, сверх шлычки надевали повязку. Повязки бывают шелковые, кашемировые и кумачные. Летом в праздники женщины носят одни повязки на головах и ходят без платков. Важный штрих – украшения. Их любят женщины всех времен и народов. Особой любовью и популярностью у терских казачек пользовались монисты-припойки: это серебряные разной ценности монеты, к которым приделывали ушки (или делали в них дырочки) и надевали на шнурок вместе с другими монистами. У некоторых из казачек таких припоек бывало на несколько рублей. Но не оставались без внимания кораллы, жемчуг и янтарь. Праздничный костюм терской казачки. Дагестанский объединенный музей. АВТОР: Ирина Щербакова Опубликовано впервые в газете "Казачий Терек" При подготовке материала использовалась информация из книги М.П. Абрамчика "Справа казака" В материале использована иллюстрация кички http://www.balto-slavica.org ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА! | |
|
Всего комментариев: 0 | |