Из истории казачества [19] |
Традиции, обычаи, быт [13] |
Одежда казаков [16] |
Казачья кухня [58] |
Станицы. Храмы [18] |
Сказки, рассказы, легенды [30] |
Стихи [68] |
« Февраль 2018 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | |||
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 |
13:44 КАНУН СВАДЬБЫ | |
Из книги Лидии Заседателевой «Терские Казаки», издание МГУ, 1974 год За день до свадьбы в домах молодых пекли «вытушкы» (калачи), каравай, лежень и шиши (маленькие круглые хлебцы); разливали вино, затыкая бутылки колосьями пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса (…) и перевязывали их розовыми лентами. Все эти приготовления назывались «липыть шишки». Собственно, шишек пекли очень много, так как их подносили каждому, кого приглашали на свадьбу, и во время одаривания молодых, и в знак благодарности за подарки. У жениха в доме пекли большой пирог с начинкой (лежень), в середину которого запекали монету на счастье. Его должны были подавать в конце свадебного пира, причем серединку пирога сохраняли для молодых. Особое значение имело приготовление свадебного каравая. Для этого в доме невесты собирались замужние женщины; старались позвать таких, у которых была дружная хорошая семья и работящий муж. Женщины работали и пели каравайные песни: Катина ненька По улице ходе, Сусидочек просе: Сусидочки, мои голубочки, Идить вы ко мене, До мого дитяты, Калачыкы богаты, Зашумила, зашелестила Яра пшениченька у поли… Не подобонька яри пшениченци У поли стояты, А часть – подобонька У калачыкы богаты… Образ пшеницы здесь не так ярок, как в чисто украинских обрядовых песнях. На украинском языке пели в станицах Прохладной, Калиновской и некоторых других. В остальных станицах пели аналогичные русские песни. Каравай богато украшали шишками из теста (наподобие еловых и сосновых шишек), птичками-жаворонками, солнцем, месяцем; на нем ставили гильце-вильце (ветку дерева или пучок травы, перевязанные красной лентой). Удачный и красивый каравай предвещал хорошую жизнь молодым. Он считался символом счастья и плодородия в новой семье. Готовый каравай ставили в красный угол, откуда подруги невесты накануне венчания торжественно переносили его в дом жениха. Наличие хлебных обрядов и «хлебных» песен, их главенствующее значение в свадебном ритуале – особенность южнорусской свадьбы, свадьбы типичных земледельцев-хлеборобов. Источник: газета «Лик Кавказа», № 2, 2018 г. | |
|
Всего комментариев: 0 | |