Разделы
Помощь сайту
Поиск
Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Вход на сайт

Главная » 2018 » Июнь » 30 » О военной медицине, санитарной обстановке и состоянии медицинских учреждений Терского казачьего войска в XIX – начале XX в.
19:59
О военной медицине, санитарной обстановке и состоянии медицинских учреждений Терского казачьего войска в XIX – начале XX в.


«По отчетам Военно-медицинского ведомства, к самым нездоровым местностям Кавказской линии причислялось пространство от Кизляра вверх по Тереку до станицы Червленой, а потом города Моздок и Георгиевск с их окрестностями и, наконец, нижнее течение Кумы от станицы Александрийской до впадения ее в Каспийское море. По отношению к местному климату требовалась, по мнению врачей, такая же осторожность, какую только может соблюдать человек, проходя мимо спящего дикого зверя или обращаясь с пороховой пылью, готовой вспыхнуть от малейшей искры. К условиям вредного действия климата на здоровье войск относились резкие переходы от тепла к холоду, отсутствие дождей в летние жары и чрезмерное обилие их в весеннее и осеннее время, пронзительные зимние ветры, недоброкачественность вод, скудная пища, неумеренное употребление недозрелых и даже зрелых плодов, недостаточная одежда, плохо устроенные жилища, чрезмерный труд и утомительные походы». {1}
«Жизнь в станичных оградах, как было уже замечено, до крайности была скучена. Естественным следствием этого были занавожение дворов и скопление обычных осадков оседлого обитания в усадьбах. На площадях и улицах часто стояли лужи и растворялась едва проходимая грязь. При высыхании все это должно было испаряться со вредом для здоровья. Нельзя не сказать, однако ж, что противовесом нездоровым испарениям служил до известной степени обычай насаживать тополь и акацию около жилищ, а по дворам сеять тыквы, подсолнухи и другую высоковьющуюся зелень, которой обыкновенно убирались плетневые изгороди.
В конце концов приходится благодарить небо и за то, что из местных, по-видимому, столь неблагоприятных условий станичного быта не возникало опустошительных заразительных болезней. Если и вторгалась в станицы чума, то это было извне, с затеречной аульной стороны или с Кубани. Очагом ее были Суджук-Кале (нынешний Новороссийск) и Анапа, а радиусами распространения - адыгские и ногайские аулы. Из обыкновенных же болезней в гребенских станицах преобладала лихорадка, присущая климату Терской, Сунжинской и других речных долин».

«Как на лекарственные вещества, предоставляемые самой природой Северного Кавказа, военная медицина указывала на поваренную и горькую соль, горную нефть, мел, шпанскую муху, рябину, вербу, лен, коноплю, морковь, лук, чеснок, черемшу, мяту, полынь, ромашку, ир, лопушник, тысячелистник, просвирняк, толокнянку, баранник, аспидник, тмин, цикорий, хрен, болиголов, золототысячник, хмель, белену, девясил, можжевельник, одуванчик, анис, желтинник, бузину, шалфей, кунжут, горчицу, паслен, богородскую траву и др.
Но помимо указаний медицины в народном обиходе пускались в ход против лихоманки живые пауки, зашитые в ладанки вместе со змеиными кожурками или молитвенными грамотками, а также нашептыванья и вспрыскиванья сретенской водой, а не то холодные обливанья на утренней заре и разные зелья».{2}

«В декабре 1869 г. было упразднено управление старшего доктора Терской области и на основании положения Окружного военно-медицинского управления был учрежден институт Терского областного врача, который и начал свою деятельность в начале 1871 г. Находясь в непосредственном ведении Кавказского окружного военно-медицинского управления и окружного военно-медицинского инспектора, эта структура состояла из областного врача, его помощника, ветеринара и делопроизводителя. Областной врач и его помощники назначались кавказским наместником по соглашению с военным министерством. Канцелярия Терского областного врача находилась в городе Владикавказе.
В права и обязанности Терского областного врача (он же войсковой доктор) входили: контроль за врачебно-санитарным состоянием казачьих войск и станиц Терского казачьего войска; пользуясь правами командира полка, областной врач представлял к наградам медицинские чины, ходатайствовал перед окружным военно-медицинским управлением о повышении медицинских чинов в должности; освидетельствовал раненых офицеров казачьего войска; следил за состоянием аптек и лечебных учреждений; проводил профилактические мероприятия по борьбе с эпидемическими заболеваниями в Терской области.

Приказом по войскам Кавказского военного округа от 3 августа 1912 г. на областного врача было возложено заведование санитарной частью областного правления и Войскового штаба Терского казачьего войска. Кроме того, в функции областного врача было вменено еще и заведование медицинскими кадрами полков Терского казачьего войска, организация санитарного надзора в городах и населенных пунктах Терской области, контроль над регулярным проведением ассенизационных мероприятий.
Отделы области с казачьим населением имели особую организацию врачебной части: в каждом отделе было положено по штату 2 врача (старший и младший), а в Пятигорском отделе – 3 врача (1 старший и 2 младших), в каждой казачьей станице по вольному найму был 1 фельдшер и станичная аптека, снабжавшаяся медикаментами за счет казны и за счет войсковых сумм и частично за счет станичных сумм.



В сентябре 1898 г. была произведена инспекция врачебной и санитарной частей области, осмотрены лечебные заведения Терского казачьего войска, Кизляро-Гребенского полка и курортов в пределах Терской области.
В общем по состоянию врачебной части в Терской области инспектирующая комиссия пришла к следующим выводам: 1) в области крайне ограничено число врачей, служащих в отделах и, особенно, в округах, которые к тому же заняты исключительно судебно-медицинскими и медико-полицейскими делами; 2) врачебной помощью пользуются лишь жители городов, а также живущие в районе двух участков и Наурской войсковой больницы; 3) крайне необходимо организовать врачебную помощь населению, разделением области на определенное число врачебных участков, без чего невозможна успешная борьба с инфекционными заболеваниями и оказание фактической помощи населению; 4) почти во всех станицах имеются станичные аптеки, снабжаемые медикаментами от казны в крайне ограниченном количестве; 5) аптеки помещаются преимущественно при станичных правлениях, реже в квартирах фельдшеров, где производится и прием приходящих больных; 6) крайне ограниченный отпуск медикаментов, которых не хватает даже на 3‑4 месяца, является причиной того, что местное население добровольно ассигнует необходимые суммы на приобретение недостающих медикаментов и перевязочных материалов.

Состояние войсковых лечебных заведений также не отличалось в лучшую сторону. Наурская больница была расположена в старом, плохо вентилируемом здании, хотя содержание больных было вполне удовлетворительным, осмотр их производился своевременно, лечение больных велось соответственно их диагнозу. Аптека, инструменты и канцелярия старшего врача были найдены в удовлетворительном состоянии. В Шелковской больнице остро не хватало медикаментов, хотя общее состояние приемного покоя было удовлетворительным. Кроме того, в Шелкозаводской станице, расположенной прямо на болотистой местности, было много больных малярией. В Дубовском приемном покое ситуация была схожая – остро не хватало медикаментов.
Для оказания врачебной помощи казачьему населению Терское войско уже к 1913 г. имело четыре войсковых больницы на 27 мест каждая: Наурскую – в станице Наурской Моздокского отдела; Михайловскую – в станице Михайловской Сунженского отдела; Шелковскую – в станице Шелковской Кизлярского отдела; Горячеводческую – в станице Горячеводческой Пятигорского отдела, а также три войсковых приемных покоя на пять мест каждый – в станицах Змейской, Дубовской и Червленной.



К концу XIX в. для оказания медицинской помощи казачьему населению Терское войско имело войсковую больницу в станице Наурской Пятигорского отдела на 40 мест и 3 приемных покоя, на 5 мест каждый, в станицах Михайловской Сунженского отдела, Шелковской и Дубовской Кизлярского отдела. Приемными покоями заведовали два участковых врача с тремя фельдшерами.
К началу XX в. из гражданских лечебных заведений имели постоянные койки: Моздокский городской приемный покой (5 коек); Пятигорское благотворительное общество (14 коек) и Владикавказский городской приют для душевнобольных (8 коек). Михайловская лечебница во Владикавказе и Кизлярская лечебница были открыты исключительно для приходящих больных.
Сельское население лечебных заведений совсем не имело. Врачебная помощь заболевшим в селениях оказывалась участковыми фельдшерами под руководством окружных врачей. Таким образом, масса местного населения, не только сельского, но также и станичного и городского, за отсутствием необходимого числа лечебных заведений лишена была возможности получать постоянную медицинскую помощь даже в случаях неотложной необходимости.
Состояние медицинской части в Терской области выражалось в следующих цифрах по отношению к наличному населению: 1 врач – на 18150 душ; 1 повивальная бабка – на 28230 душ; 1 фельдшер – на 5006 душ; 1 аптека на 33505 душ населения.



Потребность населения Терской области в медикаментах удовлетворялась из вольных аптек и аптекарских магазинов, которых в области числилось: аптек нормальных – 13, сельских – 12, аптечных отделений – 1, аптекарских магазинов – 14.» {3}

Подготовила Ольга Самойлова

Источники:

1. Попко И.Д, «Терские казаки с стародавних времен: Исторический очерк. Вып1: Гребенское войско, СПб, 1880.
2. Там же.
3. Рубаева Э. М. Становление лечебных и образовательных медицинских учреждений на Северном Кавказе (XIX – начало XX в.). Известия СОИГСИ. 2015. Вып. 15 (54). С.36—46.

На фото:

1. Первый слева в верхнем ряду - станичный фельдшер ст. Слепцовской Филатов Иван Алексеевич.
2. Госпиталь, начало XX в.
3. Больница станицы Прохладной Моздокского отдела Терской Области, 1920 г.
3. Аптека г.Владикавказа.

ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Категория: Традиции, обычаи, быт | Просмотров: 11490 | Добавил: Admin2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar