Разделы
Помощь сайту
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Вход на сайт

Главная » 2021 » Сентябрь » 14 » На Майдане. (Очередной рассказ из цикла о деде Трохиме.)
10:50
На Майдане. (Очередной рассказ из цикла о деде Трохиме.)


Майские грозы с кратковременными, но обильными дождями, плавно сменились первым летним месяцем, принесшим в Мартанскую новые заботы и хлопоты. Почти все трудоспособное население станицы с утра до вечера трудилось на бахче и винограднике. Со степу то и дело захаживал в гости суховей касаясь своим жарким дыханием всего живого.
Июнь в своей второй декаде, обозначил конец Петрова поста, тем самым давая станичному люду вести жизнь менее строгую. Почти каждый из станичников старался в пост прийти в церковь, дабы исповедать накопленные грехи, и принять Святых Даров. Отгуляв апостольский праздник, станица занялась делами мирскими. В регулярных конфликтах с воинственными горцами наступила долгожданная передышка. Мужское население станицы, к радости их домашних, оставалось дома. Лишь казаки, определенные в пикеты, да на посты несли службу.
Полуденный зной накрыл станицу и окрестности словно толстым покрывалом, не давая продуху. Казаки, да бабы, работавшие в поле и на виноградниках, укрылись от зноя, расположившись под арбами. Кто дремал, кто балакал меж собой за жизнь, за старину. Темы войны не касались, избегали умышленно. Ее и так было с избытком в каждой казачьей семье. Малые казачата, которым батькАми дозволено было, скинув портки, охлаждали свои, загорелые до шоколадного цвета, тела, в прохладных водах ерыка, прорытого от реки Марты к бахче. Те, кто постарше, сгуртовавшись потянулись к ближайшему перелеску проверить устроенные на фазанов пружки. Утомлённые избытком солнечного тепла, все кто был на работе в поле, отдыхали.

В станице оставались лишь старики, да немощные бабы, присматривающие за своими малыми внучатами. Во дворах ни души. Зной окутал и станицу. Единственным местом, где можно было укрыться от палящих лучей дневного светила был майдан. Росшие вкруг него высоченные и густолиственные раины давали обильную тень и некоторую прохладу. Майдан был излюбленным местом отдыха станичного люда. К вечеру, после дневных трудов, освежившись от полуденного зноя, стекались по станичным улочкам к майдану казаки и казачки. Молодежь, по обыкновению своему сбиралась в кучки подальше от старших, дабы своими шутками не вводить в смущение батьков да стариков. Те, кто постарше также сидели отдельно, причем бабы непременно чуть поодаль от казаков. «Не казачье то дело, с бабами лясы точить». Ну а у стариков, стало быть, свой круг интересов образовывался. Сейчас же майдан был пуст. Лишь на лавке, вырубленной из цельного бревна, где обычно собираются станичные старики, сидели трое. Самый старший, по виду, дремал, разморенный зноем. Голова его, накрытая длинношерстной папахой, лежала на руках, уперевшихся на вычурную по форме палку, с замысловатым рисунком, сделанную из ореховой ветки. Передний край папахи старика нависал над глазами, скрывая их. Седые волосы, выбивавшиеся из под папахи, оттеняли ее черный мех, сливаясь в одно. Морщины, которыми было испещрено все лицо, говорили о почтенном возрасте их владельца. Седые усы, подковой, как носили в основном потомки запорожских казаков, спускались концами ниже подбородка. На видавшем виды бешмете, того же цвета что и папаха, красовались две небольшие, ровно пришитые заплаты темно-серого цвета. Потертый от времени кожаный наборный пояс опоясывал худощавый живот казака. Небрежно заткнутые за голенища ичиг шаровары, были похожи на два мешка, что давало ногам старика свободу передвижения при ходьбе. Он выглядел лет на десять с небольшим гаком старше своих товарищей.

Двое других, дед Трохим и его шабэр Гаврило Кушнарэнко, негромко балакали меж собой, потягивая время от времени из пиньдюрок свежий узвар, настоянный на горных травах. Разговор шёл о вечном, нетленном. Видимо, только тем, кто с прожитыми годами обрёл мудрость, открывается глубокий смысл мироздания.
"Скажи, Трохим - после короткой паузы, сказал Гаврило Кушнарэнко - Вот ты казак, вроде, учёный. И книжки умные читал, да и Писание, стало быть, знаешь наизусть. Что было в самом начале со дня сотворения Земли?"

"Эка хватил - с некоторым задором во взгляде, ответил дед Трохим - Сам, рази Евангелие не читаешь!? Изначально, драголюбчик мой, на земле и мир был и гармония, как в том Царстве Божьем, ибо Господом нашим и создана Земля то. Гармонию ту поддерживали люди. Все жили по законам Вселенной, по совести, интуиции, по закону безусловной любви. Все мирно жили, ясно осознавая себя частью Творца, Его творением. Никто не спрашивал, что полезно, а что вредно, что нужно делать, а что нет. Все чувствовали и осознавали всё. Да и сейчас некоторые так живут…"

" Так отож - перебил шабэра Гаврило, отгоняя рукой назойливую муху, то и дело садившуюся на его правую щеку - А что сейчас делается!? Что случилось с большинством, почему в мире беспорядок, почему люди забыли Бога? Где та любовь, в которой Господь нам жить заповедал?

"Человек - создание хоть и Божие, но неблагодарное - продолжил дед Трохим, слегка нахмурив густые, шо те кущи, с проседью брови - Заповеди забыл вот и стало зло им овладевать. От того и гармония была нарушена с развитием логики, мышления, потери чувствознания. С развитием ума человек стал присваивать всё себе, он возомнил, что сможет сделать нечто лучшее Господа. Желая создать нечто новое, люди отдалялись от Творца. Они создали свой, искусственный мир, который поработил их бесчисленными желаниями. Над людьми стала властвовать техника, деньги, красота, идеи-убеждения. Люди забыли о своей обязанности перед Творцом. А Он нам всем Отец Небесный."

" Правильно говоришь, Трохим. Но одно не пойму, животные ведь продолжают выполнять свою роль на Земле? А животное - создание бездуховное. Чем лучше человека!? " - Кушнарэнко откашлялся и отхлебнул ароматного узвара из пиньдюрки. "Тай хай те грэць!" - крикнул он в сердцах, прихлопнув широкой мозолистой ладонью надоевшую муху.

" Дааа - вздохнув глубоко, протянул дед Трохим - Бездуховное, а предначертанное ему Создателем исполняет аккуратно. Каждое животное продолжает выполнять свою обязанность в Творении. Хищники как санитары поедают больных животных, пчёлы собирают мёд, домашние животные кормят и одевают человека… Солнце, луна, планеты, времена года… Вся основа Мироздания продолжает работать. Как и задумано Творцом при создании Мира. Трагедия в мире людей. Она заключается в том, что люди стали жаждать власти над всем живым миром. Вместо созидания люди занимаются разрушением ради временных удовольствий. Многие уже не чувствуют себя частью той Силы, которая постоянно определяет время рождения и пребывания на земле; ежесекундно поддерживает жизнь; ежедневно регулирует сон… Бог забыт, Бог покинут, Бог отвергнут… Бог пытался помочь людям через Сына, но его не приняли, распяли… Но Бог безмерно любит каждого человека, поэтому продолжает страдать за своё чадо, выбравшее Путь разрушения…"

" Вот я все кумекаю - вновь, не дав закончить мысль, сказал Гаврило - Но почему же тогда Творец не предугадал такой сценарий? Почему не подумал о том, что Его создание пойдёт совсем иным путем и порой даже супротив!? ". Кушнарэнко встал, заложив руку за спину, слегка прогнулся назад, распрямляя затекшие от долгого сидения члены и, посмотрев на дремавшего рядом односума, улыбнулся и снова сел рядом с дедом Трохимом.

" Творец, создав людей, как любящий Отец, наделил нас свободой воли, чтобы каждый человек мог испробовать всё, дабы в конечном итоге выбрать то, что является истинным и совершенным. Господь дает людям шанс на спасение. Человек сам выбирает принять ему или отвергнуть этот Дар Божий. Нужно быть всегда с Богом, шабэр и наша жизнь будет созидательной." - закончил дед Трохим.

" И то правда - откликнулся Кушнарэнко.

Старики замолчали, думая каждый о своём. Их товарищ, до сей поры мирно дремавший рядом, громко храпнул и встрепенувшись, произнес: "Я шо, снова усе проспав?". Дед Трохим, приподнял край его папахи, из под которого показались прищуренные безцветные глаза, затем преглянулся с Гаврило Кушнарэнко и оба засмеялись , по старчески кряхтя и покашливая.

Солнечный диск, сменив раскаленный, светло-жёлтый цвет на более мягкий, оранжевый, потихоньку катился к горизонт. Вечер незаметно опускался на станицу, даря прохладу и свежесть. Майдан постепенно наполнялся людом. После трудового дня станичники тянулись к отдыху. Бабы, стоя полукругом, лузгая семечки, негромко затянули "Ой чий то кинь стоить..." Казаки, сгуртовавшись о чем то спорили. Старики, сидевшие жарким днем по хатам, истосковавшись по односумам и жаждущие побалакать за жизнь тоже потепали к майдану.
Жизнь станичная шла своим чередом. Шла тем путем, что предначертанное был Создателем.

В. Ревин

26.08.2021 год
Категория: Сказки, рассказы, легенды | Просмотров: 562 | Добавил: Сотник | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar