Из истории казачества [19] |
Традиции, обычаи, быт [13] |
Одежда казаков [16] |
Казачья кухня [58] |
Станицы. Храмы [18] |
Сказки, рассказы, легенды [30] |
Стихи [68] |
16:08 ПОДЧЕРКИВАЕТ СТРОГОСТЬ МУНДИРА - БЕШМЕТ | |
Бешмет – часть казачьей справы. Это мужская верхняя плечевая, распашная, повседневная, домашняя и рабочая одежда горцев и казаков. Представляет собой подобие рубахи с закрытой грудью. Он шился не короче колен и от воротника до пояса очень тщательно подгонялся по фигуре казака, плотно облегая торсовую часть, тем самым подчеркивая строгость мундира. Почти современный пиджак Шили бешмет с цельной спинкой и цельными передними полами с расширением от талии, правая пола поверх левой внахлест. «Юбка» его кроилась в семь клиньев. Между передним боковым и задним клиньями делали два небольших, примерно в 10 см, разреза. Рукава бешмета прямые (труба), не сковывали руки хозяину, без манжет и пуговиц, иногда у запястья простегивались. Бешметы шились холодные и теплые. Теплые, крупностеганые или на меху, как и полушубок, обязательно входили в комплект справы казака. Бешмет можно назвать аналогом современного пиджака, ведь этот традиционный казачий «кафтан» со стоячим воротником надевался на рубаху и под верхнюю одежду. Отличие в том, что он так же мог носиться и самостоятельно. Бешметы использовались как в качестве уличной, так и домашней одежды. Молодые казаки носили тонкие бешметы в летнее время во время гуляний и праздников. Старые казаки носили дома стеганные на вате бешметы. Они были более свободного покроя и шились обычно ниже колен. Выходя на улицу, старики надевали поверх бешметов кафтаны, черкески или другую дополнительную одежду. Стеганый вид бешмета стал прототипом ватника, а легкий укороченный бешмет, распространенный в некоторых казачьих общинах, именуемый тигиляем, - прототипом гимнастерки. Среди казачьих бешметов XVIII - первой четверти XX века выделяются бешметы казаков-некрасовцев - это как раз и есть стеганная на вате или шерсти одежда из шелковой ткани типа «хан-атлас» оранжево-желтого цвета с черными полосами (длинный цветной стеганый кафтан), украшенный тесьмой и стеклярусом. Одежда распашная, подрезная по талии, с длинными узкими рукавами, от пояса слегка расклешенная, застежка справа налево, косая, на восьми пуговицах и воздушных петлях. В последние годы жизни некрасовцев за рубежом бешмет был свадебной одеждой. Форс в крови! В принципе бешмет имеет тот же крой, что и черкеска, только без грудного выреза и газырей. Две передние полы - цельные. Рукав кроится с маленькой головкой. Цельная спинка, переходящая в клин «юбки» бешмета. Всего семь клиньев. Рукавный шов проходит по локтю. У проймы рукава он не встречается со швом спинки. Рукав у кисти - без пуговиц. Подкладка у бешмета может быть во всю длину или до талии, а также и в рукавах. Носился бешмет самостоятельно с поясом, а также под черкеску. Крой как у черкески не случаен, ибо только в этом случае справа будет комфортна в носке, когда бешмет повторяет любое движение черкески и наоборот. Застежки от воротника до пояса делаются из узелков-гудзыков и петель. Возможно так же использование металлических крючков и петель. Пришиваются часто и жестко, на расстоянии примерно 3 – 3,5 см друг от друга. Это гарантирует плотное застегивание. Существуют различные варианты. Например, на одиннадцать крючков, через один, крабом до пояса. Реже бешмет застегивался на пуговички из металла в петельку из шнура по краю левой полы. За крючками пришивается подборт (7 см) из той же материи, сложенной вдвое. От горловины до талии делается декоративная отстрочка на 3 см. Этим крепились отрезки тесьмы или шнура, проходившие через отверстия крючков и петель. Крепление крючков и петель усиливалось плотно пришитой подкладой. Так же отстрочкой бешмет украшался и по низу. Офицеры обшивали бешмет галуном, а рядовые казаки басоном. Однако форс у казака в крови! Поэтому часто у многих рядовых казаков воротники не по уставу были обшиты галуном. Воротник бешмета имеет вид стойки высотой 4,5 см со скругленными углами, полумягкий и простеганый. На левой стороне груди небольшой карман для часов, который никогда не был виден в грудном вырезе черкески. Но... нет часов – нет и карманчика! Застегивался воротник на три крючка. На правой стороне - крючки, а на левой - петли. Материя и цвет бешмета зависели от его назначения. Шили из домотканного сукна, фабричной материи типа «чертова кожа», сатина, ситца, плотного шелка, тонкой шерстяной ткани, чесучи и очень часто из кашемира. В вырезе черкески была видна грудь бешмета и его высокий воротник. При общей строгости мужского костюма бешмет ярких цветов служил оживляющим пятном. И это пятно должно быть видно только в вырезе горловины на груди, но не между полами черкески. Очень стильными считались бешметы белого и черного цветов. Причем к черкеске черной больше подходил бешмет белый, а к светло-серой – черный. Но это, когда в казачьей семье был достаток. А так, шили даже из цветной ткани. Однако это были партикулярные (внестроевые) бешметы. Во внеслужебное время казаки могли носить бешметы любого цвета и материала: пожилые казаки носили синего, черного, коричневого цветов; молодые - красного, бордового, зеленого, голубого. Любимыми цветами казаков были красный и синий. Они использовались и в домашней, и в походной одежде. Дабы не потерять свою волю Казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда - вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уж тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского плеча». Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан. Наиболее ценилась одежда, шитая матерью или женой. Первую крестильную рубашку шила и дарила крестная, она надевалась один раз, всю жизнь сохранялась нестиранной вместе с прядями первых волос, погребалась с умершим или, если казак умирал вдалеке от дома, сжигалась вместе с вещами, которых он касался. АВТОР: Ирина Щербакова Опубликовано впервые в газете "Казачий Терек" При подготовке материала использовалась информация из книги М.П. Абрамчика "Справа казака" ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА! | |
|
Всего комментариев: 0 | |