Разделы
Помощь сайту
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Вход на сайт

Главная » 2019 » Декабрь » 20 » СТАНИЦА ЗМЕЙСКАЯ (В пяти частях) Часть 2
23:31
СТАНИЦА ЗМЕЙСКАЯ (В пяти частях) Часть 2
3. Основание станицы Змейской

Первоначально при формировании полка в его составе станицы Змейской не было. Одна из станиц полка, которую согласно указу Императора Николая I надлежало поставить между Урухом и Минаретским укреплением, первоначально в 1838 году основали чуть выше впадения реки Урух в Терек и назвали Урухская станицей. Станица была заселена казаками 2-го Малороссийского полка, но местность была труднопроходимой, отчасти заливаемой в весеннее половодье и сплошь покрытой кустарниками и густым лесом, что вызывало жалобу казаков, которые начали болеть малярией. К тому же, станицы постоянно осаждали кабардинцы, которые не были довольны строительством военных укреплений на своей земле. При этом низкое расположение станицы на местности и густая высокая растительность затрудняли своевременное обнаружение нападающего или следующего через охраняемую линию, противника.

В 1848 году имам Шамиль двинулся в Кабарду[17] и его головорезы с помощью мятежных кабардинцев несколько раз форсировали Терек и нападали на станицы и военные укрепления[18]. После того как было выяснено, что местом переправы через Терек для горцев является местность у Татартупского минарета (район Эльхотовских ворот, где река Терек прорезая Кабардино-Сунженский (Минаретский) хребет замедляет бег и разливается на множество мелких ериков), военное российское управление на Кавказе приняло решение переселить жителей станицы Урухской на стратегически важное место у входа в Эльхотовские ворота. Кабардинский князь Анзоров Магомед-Мирза, которому принадлежали земли в Татартупской долине и аул которого находился в шести верстах выше Урухской станицы, «за измену, побег и вероломство» и помощь в военных операциях имаму Шамилю, был изгнан в Чечню, а его земли были переданы в пользование российского наместничества на Кавказе.



На эти земли для контроля теречных бродов было решено переселить станицу Урухскую. При переселении жителей станицы Урухской на новое, более высокое и удобное место, основанная ими новая станица была названа Змейской, так как в этом месте речка, впадающая в Терек, резко огибает местность, напоминая изгиб змеи, была названа речкой Змейкой (кабардинцы называют речку Чикола).



Так изложена история возникновения станицы Змейской во многих источниках, посвященных тому периоду истории Терского казачьего войска. Но тут есть одна неточность. Дело в том, что станица Урухская не только не была ликвидирована в том 1848 году, но и переселена была с реки Урух только в 1873 году, да не на реку Змейка, а на реку Золка. Более того, там, на Золке, в 15 верстах на восток от города Георгиевска и в 22 верстах, по тому же направлению, от станции "Незлобной" Владикавказской железной дороги, на дороге из города Георгиевска в город Моздок, станица с прежним названием Урухская существует и до сих пор.
На то был специальный Императорский указ:
«Год 1873. - 52226. - Мая 8. Именной, объявленный Сенату Военным Министром 15-го того же Мая. - О переселении станицы Урухской на реку Золку.
Государь Император, по всеподданнейшему Военным Министром докладу представления Помощника Главнокомандующего Кавказской армией, Генерал-Адъютанта Князя Светополка-Мирского 8 Мая сего года Высочайше соизволил:
1. На переселение станицы Урухской Владикавказского полка Терского казачьего войска с реки Уруха на реку Золку.
2. На переименование станицы Урухской на новом месте ее поселения в поселок Урухский, с причислением к станице Новопавловской; - и
3. На освобождение казаков станицы Урухской на два года от службы и повинностей.»[19]
Таким образом, станица Змейская, поставленная на бродах через Терек в Эльхотовских воротах для пресечения проходов Шамиля в Кабарду, была создана дополнительно к уже существовавшим четырем станицам 1-го Владикавказского (бывшего 2-го Малороссийского) казачьего полка, а не взамен Урухской. Но этому противоречат устные семейные предания многих станичников, утверждающие, что их предки сначала жили на Урухе в «Старой Змейке». Мне тоже бабушка показывала кусты сирени на Урухе и сообщила что Змейская раньше была тут. Интересно, что в новой Урухской станице на Золке это оставленное на Урухе место называли «Старый Урух». В пору моего детства те места севернее земельных угодий станицы Змейской до Уруха большей частью ещё были не распаханы, стояли заросшие лесом и кустарником, пересекались множеством холодных родниковых Черных речек и назывались Войсковая. Видимо после переселения станицы Урухской её земли были переведены в войсковой земельный резерв Терского казачьего войска, так как новая станица Змейская получила в своё распоряжение менее обводненные, не заливаемые половодьями и не заросшие лесом и кустарником земли, ранее принадлежавшие изменнику, князю Магомед-Мирзе Анзорову.
Но при внимательном знакомстве с документами, выясняется что и вывод о том, что ликвидируемое станичное поселение на Урухе не имеет отношения к вновь построенной станице на речке Змейке, тоже не верен. Например, в документе «Исповедные росписи станиц Кавказского линейного казачьего войска за 1851 год, Исповедная роспись Данная Обер-Священником Отдельного Кавказского корпуса в новостроющуюся церковь Станицы Змейской на 1851год» [20], применительно видимо к одиноким или живущим без семей казакам, имеется пометка: "Живут в одной казенной казацкой казарме", а применительно к женатым казакам - "Каждый из этих женатых казаков имеет свой дом в станице Урухской".
При том, что в станице Урухской была своя церковь еще в 1848 году, о чем сказано на сайте этого храма, перенесенного в Георгиевский район Ставрополья вместе со станицей и её названием. "Построена была первоначально в 1848 году во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в станице Урухской, существовавшей на р. Урухе, с переселением же станицы на настоящее место жительства и церковь была перенесена, вновь построена в 1875 году тщанием прихожан. Освящение ея совершено было в том же году штатным благочинным г. Георгиевска протоиереем Димитрием Поповым".[21]
Почему-то еще и Урухская на Урухе и церковь там на месте до 1875-го года, а часть казаков живут в Урухской, а исповедуются и числятся в Змейской. При том, что о постановке Змейской на бродах в Эльхотовских воротах вопрос был поставлен только в 1848 году а образована станица в следующем 1849-м. И в самой исповедальной росписи от 1851 года сказано что Змейская Святодухова церковь пока "новостроящаяся". Урухская же станица на тот момент существует уже 12 лет и еще 22 года простоит до Указа о переселении, а свою церковь к новому месту станичники уруховцы перенесут ещё через два года. Одновременно же обе станицы, Урухская на Урухе, с уже стоящей Змейской в соседстве, просуществовали 24 года. Всего с основания в 1838 году до переезда на Ставрополье в 1873 году станица Урухская на Урухе просуществовала 35 лет.
Таким образом, станица Змейская была создана дополнительно к уже существовавшим четырем станицам 1-го Владикавказского казачьего полка, а не взамен Урухской. Но, тем не менее, наверно среди первых казаков Змейской были бывшие казаки Урухской, некоторыое время продолжавшие проживать в своих домах по прежнему месту. Или это были вновь набранные в Малороссии казаки, временно поселенные в свободных домах Урухской. Дело в том, что в это же время в Урухской из 250 дворов заселенными оставалось не более 70. Число жителей так быстро уменьшалось вследствие боевой жизни и губительных лихорадок в болотистой низине в дельте р. Урух, к лихорадкам присоединилась холера (47-48 годов) и унесла не мало жертв.
Когда в конце концов все же по приговору Урухского станичного общества от 28 января 1873 года станичники обратились к начальству о переносе станицы в более здоровое место, то через начальника Нальчинского округа им предложили переселиться в станицу Змейскую. Возможно кто-то и согласился да и переехал в Змейскую, которая все же находится на сравнительно сухой продуваемой возвышенности на некотором удалении от часто разливающегося Терека. Но основная часть населения Урухской, вдоволь настрадалось на прежнем месте, куда с основания станицы до этого года добавлено было в разное время до 1400 душ обоего пола, а между прочим в том году население станицы было только 647 обоего пола. Потому то большинство посчитало, что так как по климату Змейская, на их взгляд, мало чем отличалась от ст. Урухской, то общество приговором от 28 января того же года просило о переселении на свободную войсковую землю на реке Золке, оставшуюся по переселении станицы Незлобной. Эта просьба была уважена и станица в том же году выселилась на новую землю, с переименованием в Урухский поселок, но в 80-х годах и по настоящее время она опять именуется станицей. С 1873 по 1875 год в станицу переселяются привлеченные слухами о необычных урожаях из станиц Ардонской, Сунженской и Пришибской более 100 семей и затем переселения в станицу прекращаются и население в станице уже увеличивается рождениями, благодаря более здоровому климату.
Таким образом, вряд ли стоит считать полностью корректными утверждения, встречающиеся во многих источниках, о том, что станица Змейская образована переселением станицы Урухской от р. Урух на р. Змейка. Но, тем не менее, и устные предания жителей Змейской о переселении их семей в Змейскую из Урухской и косвенно некоторые исторические документы, подтверждают причастность казаков станицы Урухской к образованию и заселению станицы Змейской. Кроме того, видимо многие из перебравшихся на Золку имели родственников, переселившихся в Змейскую. Так на сайте Змейской школы есть такая информация о событиях послереволюционного 1924 года в станице Змейской: "Начальную школу посещали дети, проживающие в станице Урухской. Дети из станицы Урухской были из репрессированных семей, они здесь находились после репрессий против казаков в 1918-1922 гг., их родственники жили в станице Змейская. Власти станицы с пониманием относились к детям из репрессированных семей и не возражали против их учебы и проживания в станице". [22]
Не вызывает сомнения одно, станица Змейская появилась на важном месте и в нужное время. Весной 1846 г. военная обстановка в районе Военно-Грузинской дороги, для охраны которой и поставлены станицы Владикавказского полка, вновь резко обострилась. 16 апреля 1846 г. имам Шамиль во главе крупного отряда, который насчитывал в своих рядах более 20000 человек, двинулся в Кабарду[23]. Одна из его непосредственных стратегических задач состояла в том, чтобы захватом Военно-Грузинской дороги прервать сообщение России с Закавказьем, другая за счет покорения Осетии и Кабарды «отодвинуть границы имамата глубоко на запад, чтобы в перспективе присоединить и Черкессию, где активно действовали его эмиссары»[24].
Войска Шамиля, переправившись через Терек, неподалеку от Минаретского брода, заняли выгодную в военном отношении стратегическую позицию. Используя ее как базу, имам «мог командовать в Кабарде, в соседней Осетии и воздействовать на сообщение между Северным Кавказом и Грузией»[25]. Практически под контролем российских войск остались только военные редуты и укрепленные станицы Владикавказского линейного казачьего полка, а сообщение по Военно-Грузинской дороге было прервано[26]. В результате была создана реальная угроза потери этих территорий империей и, соответственно, участка основной коммуникации соединявшей Россию с Закавказьем. Все это заставило российское командование принять экстренные меры с целью окружения и разгрома отряда противника. Так, благодаря своевременным действиям начальника левого фланга Кавказской линии и одновременно командира 20-ой пехотной дивизии Р. К. Фрейтага, который успел собрать в единый кулак все дееспособные армейские и казачьи формирования и устремился по пятам неприятеля, продвижение отряда Шамиля удалось остановить, а затем и вынудить его отступить[27].
Тогда же, по-видимому, российским командованием был сделан вывод о необходимости строительства дополнительного укрепления на стратегически важном, в военном отношении, месте, где отряд имама дважды осуществил переправу через реку Терек.



В 1849 г., где находилась переправа через Терек, была построена укрепленная казачья станица, названная Змейская[28]. Источники показывают, что заселение ее произвели за счет прибывших на Северный Кавказ малороссийских и русских крестьян, с зачислением их к составу Владикавказского линейного казачьего полка[29], но мы уже видели, что это не совсем так, основу станицы составили казаки ранее созданных станиц.
Некоторые историки считают, что у истоков зарождения русского казачества стояли бродники. До XIII века они играли важную роль в русской истории. Если об этническом происхождении бродников и территории их расселения учеными до сих пор ведутся споры, то относительно их основного рода деятельности исследователи единодушны. И Лев Гумилев, и Николай Котляр пишут, что бродники отвечали за переправы, броды и волоки на реках на большой территории от Подунавья до Подонья. Надо полагать, это было очень прибыльное дело. О роде занятий бродников могут свидетельствовать и записи арабского полководца Марвана, который в 736 году с военным походом прошел всю Хазарию и между Доном и Волгой встретил большие племена коневодов, которые также держали под контролем речные переправы. Одна из версий происхождения казачества возводит его именно к бродникам. Этой версии придерживался Лев Гумилев. В свете этого символичным представляется, что спустя более полутысячи лет тут на Тереке казаки вновь взяли под контроль важнейшую ещё со времен Орды и Тамерлана переправу на татартупских бродах.



Кроме того, для контроля сложного лесистого, заросшего кустарником и камышом, пойменного участка линии, бывшей ранее в зоне ответственности станицы Урухской, в полку было образовано специальное отдельное казачье подразделение. Так, согласно рапорту командира Владикавказского линейного казачьего полка полковника В. Е. Шостака, наказному атаману Ф. А. Круковскому известно, что в 1850 г. из нижних чинов этой линейной части была образована особая команда пластунов в составе самых опытных казаков, владеющих снайперским искусством, под командованием двух урядников[30]. Причем, обращает на себя внимание тот факт, что инициатором формирования этой команды выступало не только руководство Кавказского Линейного казачьего войска, но также и армейское командование.
Начальник центра Кавказской Линии, полковник князь Г. Р. Эристов ходатайствовал перед главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом о формировании команды пластунов при Владикавказском казачьем полку. Отдельное полковое подразделение было создано с целью обеспечения безопасности сложного участка между станицами Змейской и Котляревской, где «имелся густой лес и камыши»[31].
Эти действия позволили военному командованию обеспечить прочную защиту дороги от вторжений мобильных отрядов немирных горцев со стороны Чечни. После расформирования в 1860 г. Кавказского Линейного казачьего войска, Владикавказский линейный казачий полк в полном составе вошел в число казачьих частей формируемого Терского казачьего войска[32]. Таким образом, казаки Владикавказского (бывшего 2-го Малороссийского) казачьего полка внесли значительный вклад в дело обеспечения надежной защиты Военно-Грузинской дороги в острый период Кавказской войны.

Несколько слов о прежних владельцах этих земель, Анзоровых, Магомед-Мирзе и его братьях и других родственниках. Магомет-Мирза пренадлежал к роду крупнейших землевладельцев Анзоровых, чьи земли простирались на берегах рек Лескен, Урух, Аргудан, Сунжа и Терек. От станицы Котляревской до Минаретской балки на левом берегу Терека и на его правом берегу до станицы Черноярской Горского полка. Аулами Анзоровых были Хату Анзорово (ныне Старый Урух), Анзорей (Старый Лескен), Второй Лескен, Бароково (Арик). Первоначально поселения Анзоровых состояло из 9 аулов и располагались по правому берегу реки Терек, северо-западнее современных осетинских сёл Дарг-Кох и Брут. После начала Русско-Кавказской войны со своими аулами отошли на левый берег, а потом и к труднодоступной в то время долине реки Лескен где и осели, объединившись в несколько более крупных аула. После присоединения Кабарды к Российской империи в 1825 году, некоторые Андзоровы с некоторым числом своих подданных ушли в Чечню и Дагестан, чтобы там продолжить войну против царских войск. Оставшееся население аулов со временем были присоединены к трём наиболее крупным из оставшихся поселений - Кайсынь Анзорово (современный Анзорей), Асламурза Анзорово (современный Второй Лескен) и Хату Анзорово (современный Хатуей). По окончании Кавказской войны, и окончательным присоединением Кавказа к Российской империи, некоторые жители аулов, участвовавшие в сопротивлении на стороне Шамиля, покинули Кавказ в ходе мухаджирства, и переселились в другие мусульманские страны (в основном в Турцию). Так мухаджирами из села Анзорей в Турции было основано одноимённое селение Анзорей, в пригороде города Афшин.
В 1920 году с окончательным установлением советской власти в Кабарде, как и все другие кабардинские сёла, хутора и аулы Анзоровых были переименованы из-за присутствия в их названиях княжеских и дворянских фамилий.

В описываемые же события Кавказской войны середины 19-го века, не смотря на то, что Анзоровы и ранее отметились изменой присяге на верность государю и России, тем не менее, правительственная администрация где кнутом, а более пряником склоняла знатных местных землевладельцев к обоюдовыгодному сотрудничеству. Многие из этого рода были произведены в офицерские чины, так сам Магомет-Мирза Анзоров имел чин подпоручика (а по некоторым данным - поручика), его родной старший брат Пшемахо Анзоров - прапорщик, Анзор Анзоров - корнет. Некоторых Анзоровых всё же приходилось держать в аманатах, но некоторые даже служили в Санкт-Петербурге и дослужились до генеральских чинов, например двоюродный брат Магомет-Мирзы, Хату Анзоров, начинал царскую службу оруженосцем лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона собственного Его Императорского Величества конвоя, участник Польской военной кампании 1830–1831, награжден рядом орденов и медалей, уже в офицерском чине поручика в 1840 прикомандирован к Владикавказскому казачьему полку (станица Ардонская), затем назначен командиром лейб-гвардии Кавказско-Горского полуэскадрона собственного Его Императорского Величества конвоя и в конце концов произведен в генерал-майоры – в 1855 г.. Имел в Кабарде на р. Урух собственный аул – Хату Анзорова.
Сам же Магомет-Мирза (1809–19.06.1851) кабардинский уздень 1-й степени (тлекотлеш). Собственно это не князь, как его часто называют в некоторых современных источниках. Князья в Кабарде именуются «пшех» или "пши". А под словом «уздени» (хотя кабардинцы обычно использовали слово "уорки") понималось высшее свободное, но вассально подчиненное князьям, сословие, происшедшее от древних родовых старейшин адыгов (тлякотлеши), с которыми их вышестоящие покровители, князья (пши), вступили в соглашение и признали их права не только на землю, но и на жившее на ней население. Такими узденями являлись в Кабарде всего три фамилии - Тамбиевы, Куденетовы и Анзоровы и в русских документах они именовались узденами первой степени. Дворян стоявших ниже по статусу, в русских документах обозначали узденями второй или третьей степени. Узденей второй и третьей степени делили на два типа: «дворовые уздени» (жившие при дворе князя) и «задворные уздени» (жившие вблизи двора). Вторые были выше первых. Однако, слово уздени так и не нашло распространения среди кабардинцев и этому обозначению у них продолжало соответствовать адыгское слово — уорки. Магомет-Мирза был взят в аманаты при покорении Кабарды в 1822. В 1840 в чине прапорщика состоял членом Кабардинского временного суда. В 1844 был членом депутации кабардинского народа к императору в Петербург. Награжден знаком «За усердие и преданность правительству» (1846). Имел свой аул в Малой Кабарде «близ слияния рек Терек и Урух».
Поводом для измены Магомет-Мирзы видимо была обида на недостаточность компенсаций ему и его роду за отмежеваные у них земли под поселения на протяжении Военно-Грузинской дороги Владикавказского казачьего полка, а именно для поселения станиц Владикавказского полка Александровской, Котляревской и Урухской. Во всяком случае, заявлениями от Анзоровых на тему претензий, жалоб и ходатайств о компенсациях земельных и денежных пестрят многие папки архивных материалов, хранящихся в г.г. Владикавказе, Нальчике, Краснодаре, Санкт-Петербурге и Москве. Большое число из них составлено Магомет-Мирзой, часть также подписаны его братьями, автором части ходатайств является и служивший в Санкт-Петербурге Хату Анзоров (впоследствии генерал-майор), который тоже неоднократно обращался с аналогичными просьбами во все инстанции. Обращения же Магомет-Мирзы чаще всего писаны на имя командующего войсками на Кавказской линии и Черномории генерал-лейтенанту и кавалеру Гурко и главному землемеру Кавказской области полковнику Петрусевичу. Полковник Петрусевич докладывал во все вышестоящие органы, что у Анзоровых земель и так достаточно, а за занятые казаками им необязательно платить, так как все они являются потомками бежавших за Кубань четырех братьев: Амфоко, Иналуко, Сузоруко и Докшуко Анзоровых. И действительно, даже и после передачи части земель под поселение трёх станиц Анзоровы оставались самыми крупными землевладельцами.
Так или иначе, но когда Шамиль организовал свою вылазку в Кабарду в апреле 1846 года, все Анзоровы, кроме проживавших в ауле Бароковом, а также служивших в Санкт-Петербурге или находящихся в аманатах, перешли на сторону мятежника. Но вскоре все вернулись и извинились перед наместником царя. Остался только Магомет-Мирза и ближайшие ему уздени - представители родов Кудабер-доковых, Тоховых, Килевых, Губачиковых. Все они погибли в неравной войне.
За беспечное поведение, позволившее кабардинцам приготовиться к появлению Шамиля и содействовать ему, начальник центра Кавказской линии генерал Голицын был смещен с должности. Началась жестокая расправа с восставшими кабардинцами. Командующий военными силами на Кавказе князь М.С. Воронцов решил "строго наказать лиц, которые добровольно пристали к Шамилю, содействовали возмущению и приглашали его в Кабарду". Император Николай I дал личное указание наказать князя Магомет–Мирзу Анзорова, присоединившегося к Шамилю, "строже других". "Все имения, принадлежащие членам рода Анзоровых", перешедших на сторону лидера имамата, были переданы во владение ротмистру Хату Анзорову, служившему в императорском конвое.
Сам же Магомет-Мирза Анзоров 22 августа 1846 года был Шамилём назначен наибом Гехинского наибства в Малой Чечне (левобережье Аргуна). В этом же году возглавил сотню черкесских (кабардинских) мухаджиров[41] . Магомет-Мирзе были выделены земли, лежащие за Аргуном, к западу от Веранды, Вашендороя, Закана и Тумсоя. По-видимому, это было связано с назначением его главным наибом, мудиром[42] . Магомет-Мирза после переселения в имамат продолжал поддерживать тайные связи со своими соплеменниками в Кабарде. В рапорте от 5 сентября 1847 г. полковник Беклемишев сообщал, что "многие из них (кабардинцев) намерены бежать в Чечню и что побегу их будет способствовать известный абрек Магомет-Мирза Анзоров, выдвинув сильную партию к Тереку, слухи эти подтверждаются известиями из Владикавказского округа". Агитационную деятельность Анзоров проводил не только среди кабардинцев, но и ингушей, осетин (дигорцев и тагаурцев), владетели последних клятвенно заверили его о своей решимости присоединиться к Шамилю. В сентябре 1847 г. Анзоров готовил операцию с целью тайно и организованно переселить в имамат тех горцев, которые дали ему присягу. Об этом царским властям сообщал верноподданнически настроенный кабардинский уздень Батырбек Тамбиев. В письме от 2 сентября 1847 г. он писал: "Магомет Мирза недели три тому назад приезжал в Большую Кабарду с товарищем своим, муллою Березговым, остановился в лесу и послал его к владельцам, которые были ему нужны, а сам между тем ночью навестил мать свою". В тайном совещании со своими сторонниками он объявил о планах переселении, которые получили полное одобрение присутствующих. Из Кабарды Анзоров вернулся с большим подарком - 16 лошадей получил он из табуна князя Пшемахо Джамботова. Организованного переселения однако не состоялось, российские войска значительно укрепили свои позиции, усилив гарнизоны войск, расположенных в центре Кавказской линии. Кроме того, многие кабардинские феодалы, более дальновидные и разумные, тесно связанные с кавказской администрацией, оказывали поддержку русским властям в борьбе с мятежным движением горцев.
Ставка, сделанная Анзоровым и другими кабардинскими феодалами, призвавшими Шамиля в Кабарду в надежде свергнуть русское господство, совершенно не оправдалась. В том же 1846 году, после неудачного похода Шамиля в Кабарду, наступил один из самых тяжёлых для Чечни периодов Кавказской войны. Русские войска, теснили в горы общества Малой Чечни (Арштхой (Карабулак), Галай и Гехи), отрезав их от равнины Передовой Чеченской укреплённой линией и заняв земли на западе Малой Чечни, по рекам Асса и Сунжа, на которых основывали станицы 1-го Сунженского казачьего полка. Пытаясь отстоять чеченские аулы, Анзоров вёл упорные бои с русскими. Под его руководством кабардинцы-мухаджиры в 1849—1851 годах неоднократно прорывали с боями Верхнесунженскую линию. В марте 1849 года назначен Шамилем мудиром (губернатором) Малой Чечни. 15 июня 1851 года тяжело ранен в бою с отрядом генерал-майора Слепцова на Нурикоевской поляне, где ранение в ногу получил и генерал Слепцов. Умер от ран 19 июня[43] . Сообщая эту важную новость, рапорт царского генерала дает наиболее емкую характеристику личности Магомета-Мирзы: "главный наиб Малой Чечни, известный беглец, влиятельный поборник Шамиля".
Сыновей у Магомет-Мирзы было трое: Дохуко, Барак и Даниль-Хан. Дохшуко отличался от других Анзоровых благородством, смелостью, отвагою, преданностью интересам рода и своих подвластных. Многие годы управлял аулом, имел богатое хозяйство и пользовался уважением по всей Кабарде.
В 1922 г. все Анзоровы были репрессированы по причине своего благородного происхождения. К счастью, их не расстреляли, а выселили. В конце 50-х годов XX века потомки одной из самых уважаемых в среде адыгов фамилий вернулись на Родину. Но, тем не менее, в связи с изложенным, современные историки обычно привыкли употреблять эпитеты "изменник", "предатель", "перебежчик", "абрек" в адрес Магомет-Мирзы Анзорова. Во всяком случае, именно благодаря ему и другим феодалам, сделавшим неверный и несвоевременный выбор, кабардинцы навсегда потеряли эти земли, да и всю Малую Кабарду.
Но справедливости ради стоит сказать, что многие представители фамилии узденей Анзоровых честно служили как в российской армии, так и в гвардии. В книге кандидата исторических наук, подполковника А. В. Казакова "Адыги (черкесы) на российской военной службе» в списке офицеров фамилия Анзоровых встречается 58 раз[44] .
Некоторые Анзоровы были прикомандированы и к казачьим полкам, а кое кто и, приняв казачьи обычаи, перешел в казачье сословие.
Например Анзоров Василий Иванович ( 1801 - не позднее 1863 г.), есаул (к 1862 г.), из кабардинских узденей, казак станицы Горской, Моздокского отдела Терского казачьего войска. Проживал близ Моздока. Был женат. Жена Авдотья. Дочь (была замужем за войсковым старшиной Казыхановым Егором).
Анзоров Захар Алексеевич (1812—19.06.1866), поручик (06.06.1846), из кабардинских узденей. Произведен в офицерский чин прапорщика 19.02.1844 г., поручики - 06.06.1846 г. В 1846 г. прикомандирован к Моздокскому казачьему полку с переименованием в сотники. «Выслужил 30 лет, из них офицером 22 года». Семье была назначена пенсия «в сумме 44 руб. 40 коп. в год». Был женат. Жена Анна Степановна (1813 пр.). Сыновья - Алексей, Александр и 2 дочери проживали к 1873 г. в станице Луковской под Моздоком.
Анзоров Семен Алексеевич (1817- не ранее 1847 г.), подпоручик (11.09.1846), из кабардинских узденей. В чине прапорщика служил в Моздокском казачьем полку, представлен к производству в следующий чин «за участие в отражении нападения на Кабарду Шамиля» 11.09.1846 г. Проживал близ Моздока. Был женат. Братья - Захар, Евстафий.
Анзоров (?-не позднее 1872 г.), сотник (к 1872 г., по другим данным - есаул), из кабардинских узденей, крещеный. Служил в казачьих частях. Проживал в станице Луковской под Моздоком. Был женат. Жена Евдокия Егоровна.

4. Обустройство станицы

Последняя по времени заселения из станиц Владикавказского казачьего полка, станица Змейская была образована 198 семьями. В 1851 г. к ним подселили 27 семей малороссийских казаков, численностью 69 человек. А всего во всех станицах Владикавказского казачьего полка, согласно рапорту командира Владикавказского казачьего, бывшего малороссийского, полка полковника М. Никорицы число семей малороссийских казаков водворенных на жительство в новые станицы Терской области к 1845 г. составило 655, в которых насчитывалось 2266 человек.
Ниже приведены воспоминания спустя 40 лет об основании Змейской непосредственного участника формирования Владикавказского казачьего полка и боев Кавказской войны, Патрикея Дмитриевича Ницыка[33], одного из первых исследователей истории бывшего малороссийского казачества на территории бывшей Терской области, непосредственного наблюдателя и участника основания станиц Владикавказского казачьего полка. В это время с 1846 по 1850 годы П. Ницык состоял на должности начальника Ардонской станицы и, естественно, не только являлся участником многих мероприятий, но и был в курсе всех происходивших в полку значимых событий и имел доступ к станичным и полковым архивным документам.
«Съ тѣмъ вмѣстѣ послѣдовало распоряженіе объ основаніи новой станицы предъ выходомъ въ Минаретское ущелье, для назначенія мѣста которой, въ мартѣ 1849 г.; командированъ генеральнаго штаба капитанъ Свѣтловъ, съ порученіемъ ему имѣть соображеніе, чтобы станица заняла мѣстность, преграждающую входъ въ Кабарду чрезъ Эльхотовскую переправу, какъ и существуетъ станица Змѣйская.
Къ празднику св. Троицы прибыли въ новую Змѣйскую станицу поселенцы изъ государственныхъ крестьянъ Харьковской и Воронежской губерній, съ многочисленными семействами и съ хорошими средствами. Командовавшимъ полкомъ, полковнікомъ Шостакомъ имъ былъ устроенъ праздникъ, а приэтомъ и угощеиіе трудившихся на работахъ Тенгинцевъ. Восторгъ вновь прибывшихъ переселеицевъ былъ неменѣе, какъ и тѣхъ, что говорили: «отъ де земный рай»! Мѣстность со всѣми привольями для сельскаго хозяйства, вода, луга, лѣсъ и поля, и все подъ рукою, все это обрадовало прибывшихъ и, къ осени, станица была устроена совсѣмъ. Но и эти не избѣгли злокачественной мѣстной лихорадки, для жертвъ которой вскорѣ потребовалось тоже значительное кладбище»[34].
Днем основания станицы считается, с одной стороны, дата Приказа главнокомандующего отдельным кавказским корпусом генерал-адъютанта князя М.С. Воронцова от 30 ноября 1848 года об основании станицы Змейской, потому и праздновался в этот день прошедшим годом 170-летний юбилей станицы. Но выше описанные Патрикеем Ницыком события марта 1849 года в дни праздна Троицы и следующего на следующий день сразу за ним Дня Святого Духа, видимо определили и посвящение Святому Духу заложенного станичного Святодухова храма и престольный станичный весенний праздник, так же связанный с фактическим, а не формальным официальным основанием станицы.




Станицу строили квадратной в плане с батареями на углах, обнесенную валом, тыном, рвом и колючкой. А внутри станицу старались украсить. У каждого дома был полисадник и красивые ворота. Дома имели украшенные деревянной резьбой парадные крыльца и ставни с наличниками. От Уруха прокопали небольшой канал, который в станице по улицами разливался на несколько арыков, собиравшихся в общий канал на главной улице. Главная улица была значительно шире всех остальных, проезжая часть замощена булыжником и по её оси вдоль канала устроен бульвар, засаженный липами и акациями с дубовыми скамейками промеж них. Другие улицы также были спланированы прямыми, равной ширины и тоже засаживались деревьями, каждая на свой манер, на вкус и шик её обитателей. В 1855 году в самом центре напротив станичного правления построили церковь, для которой на противоположной от правления стороне бульвара был отведен целый квартал, который станичники обнесли каменной церковной оградой. Внутри ограды было много места и там по большим праздникам устраивали гуляния с качелями да каруселями.
«Въ станицахъ соблюдался строгій порядокъ; весною и осенью ремонтировались всѣ дома и дворовыя постройки, точно также поддерживался и порядокъ санитарный - по субботамъ обязательно было подметать улицы[35].



Налаживалась повседневная жизнь станицы не только как военного гарнизона, но и как довольно крупного населённого пункта. «Первую водяную мельницу в Змейской построили братья Павленко в 1869 году. В 1870 году урядник П. Кравченко и казак А. Кирилов выстроили еще одну мельницу, способную производить два сорта муки»[36].
По данным 1910 года[37] всего дворов в станице Змейской уже было 372, коренных жителей - 2609, оседлых жителей - 651, временно проживающих - 466, коренная национальность - казаки-православные. Общая площадь в десятинах составляла 13591, в том числе удобной площади - 10233, леса - 3358 десятин. В станице была церковь во имя Святого Духа. Храмовый праздник - 2-й день Святой Троицы, с 1855 года.
Кроме того, в станице Змейской на 1910 год было одно 2-х классное училище, одна церковно-приходская школа, 1 казенный винный ларек, два трактирных заведения 3-го разряда, две пивные лавки, два пивных склада, 13 лавок, две вальцовки и три простых мельницы, две хлебопекарни, два кирпичных, два черепичных и один известковый заводы.
В связи с обилием питейных заведений в станице интересен вот такой трогательный документ за подписью среди других и бывшего атамана станицы Растегаева Семёна Александровича:
«Из протокола 1912 года 19 января.
Церковно-приходское попечительство при Духосошественской церкви ст. Змейской на своём заседании слушало:
предложение председателя по попечительству Св. О. Василия Попова об открытии в станице Змейской чайной с бесплатной библиотекой-читальней при ней и при всестороннем обсуждении вопроса
ПОСТАНОВИЛИ:

Ввиду отсутствия в станице просветительных учреждений для взрослых и разумных развлечений и удовольствий для них же, в противовес станичным трактирным заведениям, ласково раскрывающим всем двери, и принимая во внимание большой наплыв пришлого рабочего люда, во всякое время года стремящегося в нашу станицу на заработки, на основании §6 высочайше утвержденного положения о приходских попечительствах ходатайствовать перед войсковым начальством об открытии чайной на средства попечительства о народной трезвости с бумажной библиотекой-читальней при ней, где наше подрастающее поколение и взрослые могли бы найти для себя здоровую умственную духовную пищу, возможность к более широкому умственному развитию, удовлетворение любознательности, разумное развлечение в свободное время, особенно в зимние вечера, и где бы пришлые в станицу элементы могли бы найти возможность обогреться в зимнее время, за малую плату подкрепиться пищей, а так же приискать себе работу, так же как при чайной можно было организовать как бы биржу труда и со своей стороны с библиотекой-читальней ассигновать единовременно из суммы попечительства для поддержки этого доброго дела пять-десять рублей.
Председатель попечительства священник В. Попов
ЧЛЕНЫ: Илья Синянский, Семен Растегаев, Василий Мясоедов, Федор Шел.» [38]
Здание чайной стоит до сих пор, но после второго прихода капитализма она перестала играть свою первоначальную роль. А нуждавшихся в гостеприимстве подобного заведения действительно в станице было не мало. Согласно Терскму календарю на 1910 год в Змейскую «на заработки летом приходило русских косарей до 50 человек, туземцев – до 50. Зимою дровосеков-имеретин бывало до 60 человек»[39].



К 1914 году в Змейской имелись станичное правление, церковь во имя Сошествия Святого Духа, двухклассное станичное министерское училище, церковно-приходская школа, кредитное товарищество, почтовое отделение, участковая ветеринарная лечебница, местопребывание участкового ветеринарного врача, 4 кирпично-черепичных завода, 40 торговых заведений, из них 7 питейных[40].

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Автор - Симакин Дмитрий Владимирович

Автор фотографий с современными видами станицы Змейской и её окрестностей - Елена Липова (Разумова)

Использованные источники и литература:

17. Гаммер Моше. Шамиль. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана – М.: «КРОН-ПРЕСС», 1998. Глава 16. С. 230-242.
18. Ницык П.Д. Вторжение Шамиля в Кабарду в апреле 1846 г. (Из кавказских воспоминаний) // Терские ведомости. – Владикавказ, 1886. – №№54, 56, 58, 60.
19. Полное собрание законов Российской Империи, выпуск II, том XLVIII, 1876, с.604
20. РГВИА ф. 14877-1-1355 Л.563
21. http://pokrov-urux.cerkov.ru/o-xrame/istoriya-xrama/.
22. http://zmeysk1.osedu.ru/o%20chkole.html
23. Казиев Ш. М. Имам Шамиль. - М., 2003. - С. 177.
24. Бондаренко А. «Кумир Кавказской армии»// Красная звезда за 2001. 22 декабря; Блиев М. М., Дегоев В. В. Кавказская война. - М., 1994. - С. 459, 485.
25. Гаммер М. Мусульманское сопротивление царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. - М., 1998. - С. 232.
Там же. - С. 234.
26. Казиев Ш. М. Указ. соч. - С. 177; Богуславский Л. История Апшеронского полка 1700-1892. - СПб., 1892. Т. 2. - С. 158;
27. Бондаревский Г. Л., Колбая Г. Н., Осипов Г. В., Цвижва Л. И. Указ. соч. - С. 65; Цит по: Гаммер М. Указ. соч. - С. 236.
28. ЦГА РСО-А. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1300. Л. 2; РГВИА. Ф. 1058. Оп.1. Д. 466. Л. 17.
29. Омельченко И. Л. Терское казачество. - Владикавказ, 1991. - С. 107.
30. РГВИА. Ф. 1058. Оп.2. Д. 128. Л. 1.
31. РГВИА. Ф. 1058. Оп.2. Д. 128. Л. 2.
32. Казин В. Х., Шенк В. К. Казачьи войска. Справочная книга Императорской главной квартиры. - СПб., 1912. - С. 176
33. Ницык П.Д. Освещение знамени, Высочайше пожалованного Владикавказскому линейному казачьему полку в станице Ардон 8 февраля // Кавказ. – Тифлис, 1853. – 7 марта. – № 17. – С. 73;
Его же. Из местных преданий и воспоминаний // Терские ведомости. – Владикавказ, 1885. – С. 45.;
Его же. По поводу столетия Владикавказа // Терские ведомости. – Владикавказ, 1885. – 25 февраля – С. 2.;
Его же. О происхождении осетин // Терские ведомости. – Владикавказ, 1886. – №№20, 26, 41, 46, 52.;
Его же. Вторжение Шамиля в Кабарду в апреле 1846 г. (Из кавказских воспоминаний) // Терские ведомости. – Владикавказ, 1886. – №№54, 56, 58, 60.
34. Ницык П.Д. Бывшие военные поселения на Военно-Грузинской дороге // Терцы.
Сборник исторических, бытовых, географическо-статистических сведений о Терском казачьем войске. Составил Войсковой старшина А.Ржевусский. – Владикавказ: Типография областного правления Терской области, 1888. – 287 с.
35. Ницык П.Д. Бывшие военные поселения на Военно-Грузинской дороге // Терцы. Сборник исторических, бытовых, географическо-статистических сведений о Терском казачьем войске. Составил Войсковой старшина А.Ржевусский. – Владикавказ: Типография областного правления Терской области, 1888. – 287 с.
36. Гранкин, Юрий Юрьевич. Реализация экономической стратегии развития Северного Кавказа в период Второго Кавказского наместничества : 1844-1882 гг. : диссертация доктора исторических наук : 07.00.02 / Гранкин Юрий Юрьевич; [Место защиты: Пятигор. гос. гуманитарно-технол. ун-т]. - Пятигорск, 2011. - 505 с.
37. Терский календарь на 1910 год под редакцией секретаря Терского областного статистического комитета сотника М.А. Караулова 2-го.
38. Народная газета Кировского района РСО-Алания «Вперед» 19 августа 1999 года. Публикацию подготовила ведущий архивист Госархива РСО-Алания З. Сарлиева
39. Терский календарь на 1910 год под редакцией секретаря Терского областного статистического комитета сотника М.А. Караулова 2-го.
40. Список населенных мест Терской области (по данным к 1 июля 1914 года). Издание Терского областного статистического комитета под редакцией С. П. Гортинского. Владикавказ, 1915
41. АРАБСКИЙ ДОКУМЕНТ ИЗ АРХИВА АКАДЕМИКА Б. А. ДОРНА (Материалы к истории освободительного движения горцев на Северном Кавказе в 20-50-х годах XIX в.) - Декрет «Байен» (разъяснение, установление) Шамиля о назначении Магомет-Мирзы Анзорова главой над сотней мухаджиров. - Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПбФ АРАН), фонд 776, оп. 4, № 25, л. 22, 42. Р.Ш.Шарафутдинова, Арабские письма Шамиля из архива акад. Б. А. Дорна, - в сб.: Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник. 1972. М., 1974, стр. 491-492; 237-238. (письмо Шамиля № IV к наибу Дубе 14)
43. Кавказский сборник, т. XIX, 1898, стр. 32.
44. А. В. Казаков "АДЫГИ (ЧЕРКЕСЫ) НА РОССИЙСКОЙ ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ. ВОЕВОДЫ И ОФИЦЕРЫ. СЕРЕДИНА XVI-НАЧАЛО XX в." - Нальчик. Издательский центр «Эль-Фа», 2006.
Категория: Станицы. Храмы | Просмотров: 19524 | Добавил: divisim | Теги: Владикавказский полк, Истории станиц, Змейская, Станицы Терского казачьего войска | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 divisim • 23:32, 09.07.2020
Часть дополнена материалами о прежних владельцах земли, на которой разместилась станица Змейская и другие станицы Владикавказского казачьего полка.
avatar
0
2 divisim • 23:38, 09.07.2020
Часть дополнена материалами о прежних владельцах земли, на которой разместилась станица Змейская и другие станицы Владикавказского казачьего полка. (в конце главы 3. "Основание станицы Змейской")
avatar