Помочь сайту
Поиск
Поделиться
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Вход на сайт

Главная » 2017 » Июль » 19 » ДЕТСКИЕ КАЗАЧЬИ ИГРЫ И ЗАБАВЫ В СТАНИЦЕ РАСШЕВАТСКОЙ
13:49
ДЕТСКИЕ КАЗАЧЬИ ИГРЫ И ЗАБАВЫ В СТАНИЦЕ РАСШЕВАТСКОЙ


ДЕТСКИЕ КАЗАЧЬИ ИГРЫ И ЗАБАВЫ В СТАНИЦЕ РАСШЕВАТСКОЙ
(бывший Кавказский отдел Кубанского казачьего войска)

В казачьих станицах Кубани мальчиков с раннего детства готовили к будущей воинской службе, поэтому детские игры и забавы имели цель развития проворства, смелости, отваги. В каждой станице они имели свои особенности, при этом отличались и по возрасту. Уже в 3-5 лет казачонка старались приучать к верховой езде, в 12-14 лет он мог скакать галопом, стрелять на ходу, рубить шашкой лозу и др.
В послевоенное время детских игрушек, практически, не было даже в магазинах. В качестве «машин» мальчишки использовали отработанные звенья передаточных цепей комбайнов. Дети складывали их различным способом, чтобы получилось видимость трактора и какого-либо прицепного устройства. С такими игрушками игрались на улице, огороде, во дворе, создавая видимость работы сельскохозяйственной техники. Для такой «техники» изготавливали своего рода гаражи из старых остатков железа и «загоняли свою технику туда». Работу «своей техники» сопровождали звуками «тр-тр-тр-тр-тр…».
Трудности послевоенной жизни не могли отвлечь детей от игр и забав, которыми пользовались дети наших предков.
У казаков любой станицы Дона, Кубани, Терека детские игры и забавы играли важную роль в воспитательном процессе. Они способствовали подрастающему поколению становиться волевыми, сильными, ловкими, помогали вырабатывать умение маскироваться, быстро бегать и увёртываться от погони и др. Ряд игр были направлены на то, чтобы казачата приобщались к умению самостоятельно обдумывать и оценивать последствия своего каждого поступка.
Становясь взрослыми, дети обязаны были заниматься по хозяйству, помогая родителям ухаживать за животными, работать на огороде, приусадебном участке. Для игр и забав оставалось незначительное время, но родители способствовали, чтобы дети занимались и детскими играми. Самыми распространёнными в станице Расшеватской были такие игры; дучки, чушки, казанки, чижик, клёк, лапта, кулючки (или жмурки), пристенки, кобылка, чехарда, игра в шапку,прыжки с места, стрельба из лука, различные виды единоборств, гуси-лебеди, казаки-разбойники, фантики, катание на салазках и др. В летнее время на пруду устраивались различные водные игры, прыжки в воду с разбега. Зимой на замёрзшем пруду катались на коньках, там же на льду играли в стволянку, казанки, прыжки через препятствия и т.д.
Ниже приводится несколько видов различных игр и забав, которые были распространены в станице Расшеватской.

Игра в дучки.

В этой игре принимают участие только мальчики. Игра проводится только в тёплое осеннее и весеннее время. Для игры выкапывается круглая лунка (дучка) (размеры её, как правило: глубиной 5-6 см и шириной до 30 см). Вокруг неё на расстоянии 2,5-3 метра по кругу выкапываются небольшие лунки по числу играющих. Центральная лунка называется дук, а расположенные по окружности – дучки. 1-я дучка называется главной (или старшей), а затем вторая, третья и т.д. Играющих должно быть на одного больше чем дучек. Играющие обязаны иметь палки, загнутыми на конце (вроде клюшек), которыми они загоняют или отгоняют специальный круглый шар (свинка). Его изготавливали из больших корней деревьев. Предварительно мальчики канались на палке. Тот, кому доставался верх палки, должен был водить шар. Остальные становились вокруг дучек. Дучки и круг, очерченный ими, назывался городком.
Задача состояла в том, чтобы один из играющих должен загнать деревянный шар в дук, а другие не давали ему исполнить это. Игра начиналась и водящий шар, старался загнать его в городок. Стоящие у дучек, держали палки в лунках, стараясь отогнать незаметно шар. При отбивании шара игрок вынужден вынимать свою палку из дучки. Водящий вновь делает попытку вогнать шар в городок и вновь он отбивался игроками. Отбивающий шар, обязан не только отбивать его, но и охранять свою дучку, чтобы её не захватил кто-либо из игроков. Водящий шар должен наблюдать за тем, когда дучка отгоняющего шар, будет занята другим. В этот момент он занимает свободную дучку. Игрок, прозевавший свою дучку, становится водящим шар. Если водящему удается загнать шар в дук, то он занимает старшую дучку, а другие игроки сдвигаются на вторую, третью и т.д. Тот, кто стоял у последней дучки обязан идти «стеречь свинью», т.е. загонять шар в дук. Игра настоль занимательна, так как заставляет игроков быть предельно внимательными, нужно будет не только отгонять от городка шар, но стеречь свою дучку. Иногда вместо канания на палке игроки становились в ряд и бросали ногой через плечо палки. Тот игрок, у которого палка была ближе всех, становился водящим.

Чижик.



Эта игра также имела разновидности в станице. Для одной из разновидностей игры выбирается палочка толщиной в 1,5-2 см длиной 20-30 см, которая заостряется с двух сторон. На земле вычерчивается круг диаметром более метра (1 м 40 см). Чижик устанавливают в круг и игроки по очереди ударяют по нему палкой толщиной в два пальца, длиной равной длине поперечника круга. Перед началом игры играющие канаются по палке с целью определения первоочередного бития по чижику. Первым бьёт тот, кто ухватывал верхний конец палки, а самый нижний считался водящим. Бьющий, ударяет чижик по заостренному концу, он подпрыгивал а на лету бьющий обязан ударить по нему с тем расчётом, чтобы чижик летел вперёд; с того места где он упал, другой играющий также ударял по чижику. Ударяли по чижику и другие игроки. От того места, где упал чижик после последнего удара водящий обязан проскакать на одной ноге до круга. После этого игра возобновлялась вновь.

Клёк.

Являлся также одной из самых распространенных детских станичных игр. В этой игре такая же палочка (как и чижик) заостряется только с одной стороны. Она вбивается под наклоном в сторону игроков. Каждый игрок имеет такую же палку, как и в игре в чижик. Для этого прочерчивается квадрат со сторонами 1 х 1 м. От него прочерчиваются две линии на расстоянии 6 и 3 м. Игроки становятся рядом, ставят палку сверху ступни и бросают её ногой вперёд. Бросивший палку дальше всех, первым бьёт по клёку. Тот, чья палка оказалась ближе всех к кругу, становился водящим. Игрок, попадая по клёку, заставлял его лететь на различные расстояния. Водящий обязан был бежать к месту его падения и быстро нести его в квадрат. Бьющий же после удара, бежит за своей палкой и стараться до приноса водящим клёка в квадрат, вернуться на старое место. Если же он не успевал, то останавливался на месте. Бежать он мог только в том случае, когда следующий игрок попадает по клёку и он вылетал из квадрата. Если же водящий раньше всех приносит клёк в квадрат, то игра возобновляется вновь и водит тот, кто остановился со своей палкой дальше всех от квадрата. Если прибегают все игроки, а водящий позже, то игроки переходят на ближнюю черту и снова начинают бить по клёку. Расстояния от квадрата до линий могли меняться в случае малолетства игроков. Эта игра вырабатывала глазомер, скорость, смекалку, физическую выносливость.

Игра в казанки.

В неё играют в зимние и весенние каникулы на ровном месте или льду, и она имела несколько вариантов. Одна из разновидностей игры состояла в том, что у играющих имелось по несколько казанков, со-стоящих из путовых частей ног различных животных: крупного рогатого скота, коз, овец, свиней, остающихся после приготовления пищи (в основном холодца). Игра состояла в том, чтобы как можно больше выбить стоящих на кону казанков. Перед игрой на земле или льду проводится черта. На черте, каждый из играющих, ставит по одному или два казанка, получался кон. Играющие становятся на 10-15 метров от кона и бросают по очереди, пытаясь сшибить больше казанков. Казанки имели свое название. Казанок, лежащий на правом боку, – плошка, на брюшке – рак, на спине – ника. Разбивают кон битой, вовнутрь которой заливали свинец, чтобы она была тяжелей и падала раком. Её называют ещё и свинчаткой. Все играющие должны иметь свои биты и начинают по очереди бросать их в сторону кона, стараясь выбить как можно больше казанков. Когда все играющие пробросят все биты, а на кону остались казанки, то бросание начинается сначала, причём первым бросает тот игрок, чья бита находится на большем расстоянии от кона. Игрок, выбивающий битой все казанки, забирал их себе.
Наиболее простым способом игры в казанки имело название «сычить». Кто-либо из игроков подходит к другому и говори: «сычим». Получив удовлетворительный ответ, определяли очерёдность бросания. Тот, у кого казанок оказывался раком, а у другого ником, то первый забирал казанок себе. Если при вбрасывании казанки оказывались в одинаковом положении, то игроки перебрасывали их до тех пор, пока они не займут разные положения.
Разновидностью игры в казанки являлась и игра в рачки.

Все играющие становятся в кружок и бросают казанки на землю. У кого казанок ложился «раком» тот начинал бить другие казанки, чтобы они легли тоже «раком» до трёх раз. Все казаки, которые легли «раком», игрок забирает себе. Если казанок лежит на боку, тогда бьющий игрок измеряет пядями расстояние между его битой и казанком противника. Если своими пядями достанет казанка противника, то также забирает его себе. Нередко в выигрыше оказывается тот игрок, который имеет хорошую биту (обычно залитую свинцом) и длинные пальцы, которые способствовут измерять большее (чем у противников) расстояние между казанками.

Кобылка.

В эту игру, как правило, играют только мальчики двух команд по 5-6 человек. Для этого путём канания определяют команду, которая обязана стоять, нагнувшись в поясе. Первый упирается руками за забор или другой предмет (например, столб), а остальные становятся друг за другом, охватывая руками переднего. Вторая команда по очереди с разбега вспрыгивают на кобылку. Если верхи прыгнули все и сидят ловко, а низы стоят, то ими подаётся команд: «с коня долой». Игра продолжается вновь. Если же низы падают, то игра также продолжалась в таком же порядке. В случае падения одного из верхних игроков, команды меняются местами. В случае, когда низы стоят стойко, а верхи сидят ловко, то после трёх-четырёх раз команды также меняются местами.

Чехарда.



Это игра напоминала игру в кобылки. В неё играли также только мальчики. Один из них, нагибается, а следующий прыгает через него, слегка опираясь на его спину. Каждый перепрыгнувший отбегает на некоторое расстояние и становится, нагибаясь в свою очередь. После того как все перепрыгнули через первого нагнувшегося, он также начинает прыгать через всех и вновь нагибается. Таким образом, игра продолжается вновь и вновь. Эту игру можно видоизменить. Двое мальчиков становятся друг к другу плечами, нагнувшись книзу, а остальные перепрыгивали через них, перекатываясь через них, становясь затем на ноги (своеобразные прыжки через коня).

Игра в шапку.

Играющие (в основном ребята) садятся в кружок на некотором расстоянии друг от друга. Перед этим определялся водящий, который обязан стоять в кругу. Все игроки становятся в круг и перебрасывают шапку, передавали её за спинами друг другу в разные стороны, а водящий старался завладеть шапкой. Если это ему удавалось, то в круг становился тот, у кого в это время находилась шапка.
Если в выше описываемых играх принимали участие только мальчики, то во многих участвовали и девочки, например:
Гуси-лебеди. Из числа участвующих в игре выбирают двух девочек, которые изображают из себя мать и дочь, а несколько ребят должны изображать волков, а остальные играющие изображали гусей. Мать заставляет дочь гнать гусей в поле. Дочка гонит их, приговаривая «гусь, гусь, гусь». Когда гуси оказываются на поле, мать кричит: «Гуси, гуси, есть хотите?» За гусей отвечает дочь:
– Да.
– Летите домой.
– Нам нельзя.
– Почему?
– Под горою серый волк
– Что он делает?
– Гуску щиплет.
– Ну, летите как хотите – отвечает мать.
Гуси полетели вместе с дочерью, а навстречу им выбегают волки и хватают их. Мать считает оставшихся гусей и говорит дочери:
– А где остальные гуси?
– Волки съели.
– Ах, ты, наверное, гуляла с девчатами и ребятами, забыла, что пасешь гусей.
И начинает хлестать дочку слегка хворостиной. После этого оставшихся гусей выгоняют вновь в поле, и начинается такой же диалог до тех пор, пока волки не половят всех гусей.

Латка.

В летнее время занимательной игрой для мальчиков являлась игра в латку. В этой игре также определяется водящий посредством какой-либо присказки вроде:
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Тебе достаётся водить.
После этого все ныряют и стараются подальше отплыть от водящего. Он также ныряет и пытается определить того, кому передать «латку» (легкий удар ладонью по телу или голове). Тот, кому передавалась «латка», становился водящим. Игра продолжалась неопределенное время. Количество игроков также не ограничивалось.

Игра в прятки (жмурки).



(В станице Расшеватской их называли кулючки) также начиналась со считалки. Тот, кому доводится водить, обязан прибежать раньше, чем обнаруженный им прятавшийся к месту начала игры и сказать «тук-тук». Обнаруженный игрок обязан был водить дальше.
Водящего определяли по такой читалке:
Раз, два, буки, свора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Чем бы вора наказать
Мы связали ему руки ноги
И пустили по дороге.
Он шёл, шёл, шёл
И копеечку нашёл.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будешь ты водить опять
Водящий становился к стеночке дома, закрывал глаза и считал: «Раз, два… 25, я иду искать. Кто не спрятался, я не виноват».
Была и такая считалка:
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич
Сапожник, портной
Кто будешь ты такой.
При слове «такой» из круга выходил тот, на которого выпадает это слово. Далее эта считалка продолжалась до тех пор, пока не оставался игрок, не получивший слово «такой». Он становится «водящим», становился лицом к стенке, закрывает глаза и начинает считать до 50, а иногда и до 100, а затем в конце произносил слова:
– Раз, два, три, четыре, пять, кто не спрятался я иду искать.
В поисках спрятавшихся он вначале осматривал места, находящиеся ря-дом. Стоило ему отойти чуть дальше, как откуда не возьмись, прибегает к месту один из спрятавшихся, стучал по стене и говорит:
– Тук, тук, я здесь: – и отходил в сторону. Если водящий допускал, что прятавшиеся игроки прибегали к месту первыми, то игра продолжалась до тех пор, пока водящий первым не «застукает» любого игрока, который становился водящим.

Игра в потайного.

Для этой игры приносили из дома мяч или старый клубок шерстяных ниток, обшитый ситцем. Играли или одни мальчики, или девочки. Все садились тесно в круг. Один из игроков садился в центре. Играющие незаметно передавали мяч (клубок) друг другу, а игрок, сидящий в центре обязан был определить, где находится предмет. В случае определения в центр садился тот игрок, у кого был обнаружен предмет. Эта игра напоминало игру в шапки.

Примерно такая же игра была и со жгутиком. Она имела разновидности. Вот одна из них. Все игроки садились плотно в круг спиной к центру круга, слегка поднимая колени. Жгутик старались передавать под коленями друг другу незаметно от водящего, сидящего в центре. Он поворачивался всё время, стараясь определить того игрока, у кого находился жгутик. Один из игроков (у кого находился в это время жгутик) мог ударить им водящего и сразу передать его своему соседу. Водящий обязан определить того, у кого находится жгутик. Задача эта очень сложная, но выполнимая. Если водящему удавалось определить того, у кого находится жгутик, то он ударял три раза ладонью его по спине; тот садился на место водящего и игра продолжалась.

Кошки и мышки.

Все играющие становятся плотно в круг, берут друг друга за руки. В кругу сажали мышку, а за кругом должна «бегать» кошка (обычно их исполняют девочки), пытаясь заскочить в круг и поймать мышку. Те, кто стоит в кругу различными действиями старались не допускать кошку в круг. Мышке же дают возможность выбежать из круга и вбежать в него. Когда же кошке удавалось поймать мышку, то в игру вступала другая пара.
В ненастные и зимние вечера дети собирались у кого-либо из друзей или подруг и играли также в различные игры. Среди них:

Фанты.

Обычно, кто-либо из присутствующих берёт на себя ведение такой игры. Он подходит к любому из присутствующих и задаёт несколько вопросов. Отвечающий не должен говорить слов «да» или «нет». Если же он их произносил, то с него брался фант (что-либо из своих вещей; носовой платок, головной убор, шарфик и др.) Набрав значительное количество фантов, ведущий берёт в руки фант и говорит: «Чей фант?». Услышав ответ «мой» вновь задавал вопрос: «Что с ним делать?». «Что прикажите». Ведущий приказывал проделать различные виды забав: рассказать стихотворение, спеть песенку, станцевать и т.д. После этого фант возвращался владельцу.

В тёплые времена года прямо на траве устраивались соревнования по борьбе.
В летнее время самой популярной являлась игра в войнушку, напоминающую игу в «казаки-разбойники». Война только недавно окончилась и дети послевоенного времени играли в русских и немцев. Многим не хотелось быть немцами, но игра есть игра и по специальной считалке или по кананию на палке определялись противоборствующие стороны. В этой игре игроки делятся поровну. Каждая команда выделяет свой штаб, который необходимо захватить. В игре противоборствующая сторона старалась взять в плен «языков» и с помощью их определить место нахождения штаба. Игроки команд обязаны прятать штаб очень искусно: в зарослях травы, глубоких канавах, кустарниках. Каждая сторона всеми силами и уменьем пыталась выполнить поставленную задачу, но её выполнить было нелегко. Эта игра требует умений ориентирования, аналитического анализа для выполнения поставленной задачи. В этой связи она продолжается довольно значительное время.

Зимой казачата катались на коньках и санках. Самыми лучшими были снегурки и дутыши, но их имели единицы. Они стоили дорого. Их могли купить только в городе, да и те, у кого были деньги, Деньги колхозникам в те времена не платили, а начисляли трудодни, на которые в конце полевого сезона выдавали сельхозпродукцию. Такой продукции было очень мало, и продавать её никто не решался. В сельских лавках дешевые заводские коньки (снегурки) появлялись очень редко. В основном, дети катались на самодельных коньках.
Из бруска дерева вырезалась по размерам обуви чурка, которую обрабатывали, уменьшая её толщину книзу. Внизу делался паз, в который накладывался толстая 4-6 мм металлическая проволока. Концы её загибалась в торцы деревянного бруска. На таких коньках хорошо можно было кататься на снегу, но на льду на них очень трудно было удержать равновесие. Катались и на санках, в основном, самодельных. Полозья санок выпиливались из досок толщиной 2-3 см и длиной до 1 м. В передней части доски закруглялись. Сверху этих полозьев забивались гвоздями доски меньшей толщины. Большая часть мальчишек и девчонок не имели санок и катались на старых листах железа, фанеры, картона.
В 7-10-х классах популярными в станице становись игры в футбол и волейбол, которые привнесли дети, приезжавшие из городов в гости и те, кто возвращался домой после службы в армии. Спортивных залов в те времена в станице не было, Единственно, где можно померяться силой, были спортивные снаряды (брусья и лестница).
В конечном итоге все детские казачьи игры и забавы способствовали выработке физической выносливости, проворства, сообразительности, владения своим телом и др.

Автор - Федосов П.С.

Примечания:

1. Живило К.Т. Хозяйственный быт станицы Расшеватской // КОВ. – 1885. – №№ 17, 20, 31–38.
2. Живило К.Т. Станица Расшеватская // СМОМИПК. – Тифлис, 1889.
3. Федосов П.С. Казачество: традиции, обряды и календарные праздники. – Ставрополь, 2009.
4. Федосов П.С. Станица Расшеватская – годы и люди. – Ставрополь: ЮРКИТ, 2011.
5. Казачество в истории Ставрополья: учебное пособие для учащихся 6-9 классов. – М.: Гум. изд. центр «ВЛАДОС», 2015.
6. Федосов П.С. Тернистый путь казака. – Ставрополь: ТЭСЭРА, 2015.

Источник: Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа [Текст]: материалы десятой Кубанско-Терской научно-практической конференции / под ред. С.Н. Лукаша, А.А. Цыбульниковой. – Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2016. – 266 с.

ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Категория: Традиции, обычаи, быт | Просмотров: 10966 | Добавил: Admin2 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar