Из истории казачества [19] |
Традиции, обычаи, быт [13] |
Одежда казаков [16] |
Казачья кухня [58] |
Станицы. Храмы [18] |
Сказки, рассказы, легенды [30] |
Стихи [68] |
15:29 КАЗАЧЬЯ ЦЕРКОВЬ В СТАНИЦЕ КИСЛОВОДСКОЙ | |
Старинный храм История Крестовоздвиженской церкви – настоящей достопримечательности города-курорта Кисловодска - очень интересна и непосредственно связана с казачеством. В 1825 г. из станицы Александровской переселились 385 семей на Кавказские Минеральные Воды. Мужское население несло службу во 2-м Волгском полку. Станица Кисловодская стала форпостом для охраны приезжавших на Кислые воды отдыхающих. При создании на Северном Кавказе линии военных укреплений, образовавших новую границу Российской империи, происходило заселение этих мест казаками с Хопра, Дона, а также переселенцами с Поволжья, Украины. В станице были две христианские общины: православная и старообрядческая. Для общин построены три церкви – одна православная и две старообрядческие. Одна старообрядческая стояла в 200 м от станичной площади (майдана) на ул. Ессентукской, другая на ул. Маяковского, которая существует и поныне. На станичной площади была возведена православная деревянная церковь с колокольней, освящённая в честь Крестовоздвижения в 1852 г. Деревянная церковь располагалась по ул. Пешеходная, 30. Деревянная церковь была истинно казачьей: без гвоздевой связки, поэтому легко разбиралась на отдельные детали. В те времена церковь для казачества была большой ценностью не только по вложенным в неё денежным средствам и значительному труду, затраченному на её создание, но и по духовной потребности. Защита церкви считалась одной из первых священных обязанностей казака. Простота, скромность архитектурного облика церкви – это характерная черта станичных церквей России, зодчим которых часто был сам народ. Станица росла, население её увеличивалось. В 1895 г. общество ст. Кисловодской ходатайствовало о расширении церкви перед епископом Владикавказским и Моздокским Владимиром. Также намечалось возвести новую колокольню больших размеров, чем прежняя. Благословение на перестройку храма было получено. Постройка церкви была завершена в 1906 г. Купец А. К. Курилов покупает старую деревянную казачью церковь и перевозит в станицу Горячеводскую (посёлок Свободы, ул. Сергеева). На новом месте храм освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В плане храм имеет форму четырёхстороннего креста. Центральная часть образована восьмиугольным барабаном, имеющим оконные просветы. На барабан опирается высокий шатровый купол в виде восьмигранной пирамиды, увенчанный восьмигранным куполом – луковицей. Со временем стены храма стали ветхими, для сохранения обложили кирпичной кладкой снаружи. Внутри храм сохранил первоначальный облик, является действующим до сих пор. Храмостроитель В 30-е советские годы казачья Крестовоздвиженская церковь разделила печальную участь многих церквей и храмов. После разрушения Пантелеимоновского храма в 1965 году и перенесения прихода в здание по ул. Пешеходной, 26, там возобновились службы. Церковное здание представляло собой небольшой деревянный барак. В здании, отданном под церковь, размещались 2 класса школы № 11, общей площадью 10 квадратных метров. С разрешения горисполкома расширили полезную площадь ещё на 6 квадратных метров. Но прихожан становилось всё больше и нужно было строить храм. В далёком прошлом на этом месте стояла старая Крестовоздвиженская церковь. Но пришло время и в том же Кисловодске, несмотря на десятилетнее сопротивление местных властей, по инициативе митрофорного протоиерея Сергия (Лиманова) и при поддержке прихожан удалось добиться разрешения построить новый храм во имя Честного и Животворящего Креста Господня. На строительство нового храма отец Сергий собирал средства на церковном лицевом счету в банке длительное время. За несколько лет до начала строительства была в ямах погашена известь и оставлена поспевать к своему часу. Старые механизмы и леса, которые отслужили все сроки и готовы были пойти на лом, собирались на свалках и по всему городу, ведь на покупку нового средств просто не было. Подваривались, ремонтировались, чтобы сослужить последнюю службу на церковном дворе. Всё это говорит о том, что отец Сергий решился строить храм не вдруг, но как носят дитя, молитвенно вынашивал в своём сердце. Возможно, именно это позволило ему, немощному от болезней, не молодому уже священнику противостоять властям города, запереть ворота территории церкви для посторонних и милиции и вопреки всем. 28 февраля 1986 года с благословения правящего архиерея, архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония (Завгороднего) началось строительство нового храма. Чего это стоило, говорит само за себя название храма «Крестовоздвиженский» или как его стали называть между собой прихожане и строители «Спас на крови». Расчёты и строительство храма по эскизам отца Сергия взялся выполнять Александр, человек с восьмилетним образованием, с детства ходивший с отцом строить дома по приглашениям. За время строительства ни одна машина со стройматериалами не вошла на территорию церкви. Милицейские кордоны, несмотря на наличие накладных, заставляли выгружать грузы за квартал под страхом увольнения с работы, если водитель ослушается. Старушки на руках по половине ведёрка перетаскивали раствор, песок, носили по два-три кирпичика. Лишь по ночам машины со всем необходимым для строительства тайком заезжали на территорию храма. На стройке трудилось восемь-десять человек разнорабочих, среди которых ни одного профессионала строителя. Размеры здания были значительно увеличены. Власть, узнав, что фундамент возвели гораздо большего размеров, чем было разрешено, стала вести борьбу за снос. О конфликте между властью и верующими говорил даже «Голос Америки». Как-то храм посетили иностранные гости. Колокольня ещё не была закончена, и гостей подняли осмотреть окрестности. Там был рабочий, который рассказал корреспондентам о войне между светской властью и православными. Информация, вопреки стараниям власти, ушла за рубеж. Чудеса Божией милости Завершить стройку помог случай. О нём так же рассказывал отец Сергий: - Президент Рейган ехал в Москву. С ним были корреспонденты и операторы. Они приехали чтобы заснять стройку. Храм уже был почти готов. Об их визите первыми узнали власти и меня срочно вызвали в горисполком. Но я ехать отказался, и сказал, что меня могут только просить. Там мне объяснили, что эта встреча имеет политическое значение и не нужно рассказывать о конфликте. И вот приехали корреспонденты. Смотрели, фотографировали и стали задавать вопросы у иконостаса. И главный вопрос – был ли конфликт с властью. Я ответил, что был, но виноват я, так как мы начали строить храм больших размеров, чем было разрешено. А на вопрос, сможем ли мы построить ещё храм, ответил утвердительно. После этого нам уже не мешали. Стройка была всенародной. Со всех Кавминвод ехали люди, местные жители и отдыхающие на курорте, священники с семьями, люди всех возрастов и профессий приходили и приезжали положить хоть по кирпичику в стены нового храма. Средства на строительство шли со всей России. Стали привозить зарубежных туристов, показывать, что в России свобода вероисповедания, и даже в ФРГ почтовая бумага стала выходить с оттисками строящегося в Кисловодске храма! Отец Сергий, в то время, был тяжело болен, у него случился инсульт. Он часто наблюдал за ходом стройки в бинокль и делал свои замечания рабочим. Строящуюся церковь посещал Владыка Гедеон. Делать купол пригласили из Новосибирска Вячеслава Попова, коренного кисловодчанина. Ставили купол вручную. «Покаянное место» - так говорили об этом этапе строительства, принимавшие в нём участие. Это значит, что прежде чем начать, надо было покаяться в грехах, так было опасно! Когда дошли до водружения креста, возникла абсурдная ситуация: никто из горисполкома не решался подписать документ, разрешающий водрузить крест на купол. Только благодаря терпению и дипломатическим способностям Владыки Антония удалось решить эту задачу. Когда кровельные работы были завершены, и на центральный купол устанавливали крест у раба Божия Анатолия, работавшего в пожарной охране, лопнула страховочная верёвка. Упав с купола на крышу, он чудом сумел ухватиться за её край. В таких условиях милостью Божией храм был выстроен за шесть месяцев. Это было чудо, которое изумляло всех! Гонения, риск, тяжёлый труд не отпугнули людей, они шли доброй волей, желая, чтобы в их жизни было тоже, как и в жизни отца Сергия, великое дело. Сослуживцы отца Сергия, бывшие рядом или далеко, молитвой и делом соучавствовали в этом великом подвиге. Сам отец Сергий преобразился. Болезни будто отошли на второй план, и когда его спрашивали о жизни, он никогда не жаловался и говорил обычно: «терпится». Проповеди его были пламенными, с чётками в руках он ходил по лесам, осматривая, как идут дела. Всё ему было интересно, близко всё его касалось. Он старался о том, чтобы в новом храме был хороший хор. Храм возродился к 1000-летию Крещения Руси По его просьбе, знающие люди, прислали для росписи храма хорошего иконописца. Николаю Ивановичу Бурейченко с товарищами выпало редкое счастье – начать от иконостаса и закончить роспись всего храма. Иконописные каноны позволяют делать изображения с людей для написания святых изображений. По милости Божией, рука иконописца запечатлела отца Сергия на фреске «Крещение Руси» в образе одного из священников, крестящих народ русский в Днепре. Здание состоит из основного корпуса церкви и колокольни. Высота купола над служебным залом 22 м (без шпиля), над колокольней – 19,3 м, длина – 30 м, ширина - 16,3 м. Все фасады церкви оштукатурены и покрашены в голубой цвет с побелкой всех выступающих архитектурных частей и украшений. Знаменателен тот факт, что храм был построен и освящён к 1000-летию принятия христианства на Руси. Это первый храм, который вошёл во второе тысячелетие русского православия. Ещё раз утвердив собой незыблемость веры на Руси, глубину её корней. 4 октября 1987 года настал торжественный день освящения нового храма. Храм был освящён архиепископом Антонием Завгородним. Дары владыки Антония – позолоченные кресты, облачения на престол. Освящение храма, как и его строительство, совершалось всем миром. В богослужении, которое совершал архиепископ Антоний, приняли участие представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском архимандрит Нифон; представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском архимандрит Гавриил; настоятель храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Веймаре протоиерей Алексей Парфёнов; и конечно, приехало духовенство с различных приходов епархии. Настоятель, почётный храмостроитель имел награды Русской Православной Церкви, в том числе и право ношения второго креста. Вот уже третье десятилетие на казачьем, намоленном месте стоит небесно-голубая красавица церковь! Сверкает золочёными крестами и оглашает округу колокольным звоном. Сколько людей за это время нашли здесь утешение в скорбях, сколько венчалось, сколько крестилось… С верою и любовью… Рассказывает настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Гермоген Лиманов В этом храме я уже нахожусь 13 лет. Храм построил мой отец - Сергий. И для меня служить на этом приходе ответственно потому, что, видя труды своего отца, хочется конечно, чтобы эти труды развивались и приносили пользу людям, славу церкви, славу Господу. Эта ответственность всегда меня воодушевляла держать духовную планку на высоте и хотелось, чтобы новые изменения были в лучшую сторону. Насколько это удалось – судить Господу и людям. Старался всё делать в меру моих сил и с помощью Божией. Этот приход, можно сказать, колыбель многих священников. Храм Воздвижения Креста Господня был один в городе на протяжении многих десятков лет при советской власти. В разные годы в храме служили такие маститые батюшки, как митрофорный протоиерей Александр Бессарабов, митрофорный протоиерей Илья Воронин, протоиерей Иоанн Знаменский, протоиерей Вячеслав Величко. Такие священники стали знаменем нашей церкви и города Кисловодска. Храм небольшой, уютный, домашнего типа. Вглядываясь в образа Божьи, святых угодников, люди чувствуют близость к себе, к сердцу, к душе. И как-то сердечней молятся, чувствуя заступничество угодников Божьих. Храм посвящён Кресту Господню. Это напоминает нам о нашем земном кресте, что и мы должны этот жизненный крест нести, эта связь духовная. В церкви есть приделы Великомученика и Целителя Пантелеимона, Святителя и Чудотворца Николая, которые дают для человека великую пользу. Не одно поколение прихожан молится в нашем храме и обретают благодать и милость Божию. В 2012 году исполнилось 25-летие заново построенной церкви трудами протоиерея Сергия Лиманова, моего отца, трудами притча, трудами людей. К этому дню сделали новые окна, полы с гранитной инкрустацией, мраморные панели, новое отопление из современных нержавеющих материалов. И в этом нам помог благодетель Павел Николаевич. Не в каждой епархии есть детский приходской сад. Он был построен при моём настоятельстве. Воспитание детей – это главная задача, не только церкви, но и каждой семьи. Что посеешь, то и пожнёшь. Здесь, в этом детском садике, сеется вечное слово Божие, как по слову Серафима Саровского: «Мы сеем, когда-нибудь прозябнет это зерно». Слово Божие поможет нашим маленьким человечкам, которых мы любим, любовью воспитываем, преподаём слово Божие. Они сами приходят в храм, сами исповедуются, причащаются Святых Христовых Таинств, по слову Серафима Саровского: «Стяжают Дух Божий». Дети имеют четырёхразовое полноценное питание, детский сад лицензированный в Министерстве образования, здесь идёт и светское образование. Они подготавливаются к поступлению в первый класс общеобразовательной школы. Некоторые идут в православную гимназию. Преподаватели стараются, чтобы дети были всесторонне развиты, дополнительное образование есть, коррекция речи. Сейчас идёт подготовка детишек, которые имеют не тяжёлые заболевания, а нервного характера. С ними занимаются по часу в день. Дети с заболеваниями ДЦП тоже нуждаются в духовном окормлении и поддержке. Они тоже должны радоваться жизни и здесь им это подаётся. Мы выиграли несколько конкурсов православной инициативы фонда Василия Великого, Президентский грант, и эти средства нам помогают развивать необходимые формы обучения для всех детей. В нашем храме служат три священника, один дьякон. Все батюшки хорошо подготовлены, имеют высокий духовный уровень. Батюшки проводят и миссионерскую работу и по школам, и по предприятиям. Отец Дмитрий Моничев преподаёт в лингвистическом университете в Пятигорске. На богословском факультете ведёт курс катехизации. Отец Андрей Воробьёв участвует в общественных мероприятиях, был направлен в город Грозный в православную общину. Ещё при отце Сергии, что всегда в нашем храме было развито хоровое пение. Хор, конечно, меняется, приходят молодые, пенсионеры стареют, уходят по возрасту. Но хор является украшением храма. Все хористы имеют музыкальное образование, поют с нотных листов. Есть и маленький хор, который поёт в будние дни. Наши псаломщицы и руководитель хора имеют семинарское образование. Ничто не случайно… Храм построен в 1905 году по благословению Иоанна Кронштадского. Это благословение для нас особенно свято и дорого. Пройдут годы, и на весах у Господа будет стоять храм и входящие в него новые поколения людей, будут искать и находить спасение души. И в молитвах перед Богом всегда будет поминаться имя строителя и благоукрасителя Крестовоздвиженского храма города Кисловодска митрофорного протоиерея отца Сергия Лиманова. Вечная ему память. Статья написана по благословению настоятеля Крестовоздвиженского храма протоиерея Гермогена Лиманова. Ее цель – еще раз напомнить историю казачьего храма, объединить все, что было когда-либо написано об этой удивительной церкви. С благодарностью – к авторам А. Красникову, П. Никитину, Г. Беликову, Л. Ларионовой, В. Новикову, С. Богдановой, В. Лаза, Р. Гочияевой, митрофорному протоиерею А. Лобко, псаломщику А. Субботину. Текст подготовил Юрий Бегляков, участник кисловодского казачьего хора "Долина" ПРИ КОПИРОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА! | |
|
Всего комментариев: 0 | |