Помочь сайту
Поиск
Поделиться
Календарь
«  Июнь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Вход на сайт

Главная » Все материалы




– Ну, Иван Ахванасиевич, россказуй, як ты воював у билых? Перед комиссией по раскулачиванию стоял невысокий статный казак лет тридцати с небольшим, одетый в парадную черкеску. На ногах сверкали новые яловые сапоги. Он нарочито спокойно смотрел на Митьку Селинова, лодыря и пропойцу, который два года назад нанимался к нему табунщиком. Тот недавно вступил в большевистскую партию и теперь распоряжался судьбами станичников.
– Як воював? – медленно повторил вопрос Иван. – Оружию справляв.
– З зэлэными козакував тэж?
– Тэж, – ответил Иван и язвительно добавил:– Оружию справляв.
– Имие, – Митька посмотрел в замусоленную бумажку и, с трудом по слогам разбирая написанное, прочитал:
– Дужину конэй, четыре коровы, дэвьять свынэй...» ... Читать дальше »
Донские казачки издавна отличались особенными головными уборами и причёсками. В XIX веке (вплоть до начала XX века) у казачек на Верхнем Дону был популярен колпак – длинный тканый мешочек с кисточкой на конце, иногда украшенный бисером или вышивкой.



Колпак натягивали на собранные в косу или куль волосы и часть головы. Постепенно колпак вышел из моды, и его заменила шлычка – небольшая шапочка с круглым верхом, которую надевали на узел волос. Однако по привычке в хуторах Вёшенского юрта шлычку зачастую называли колпаком, а в Елани – колпаком или кикой. По традиции казачка, выходя из дома, обязана была покрывать голову платком, косынкой или другим головным убором. Женщин с непокрытой головой называли «распокрытой» или «расповязанной».

... Читать дальше »
$

Четверть – так традиционно на Дону называли бутыль, которая вмещала в себя четвертую часть ведра (3,1 л.). В тексте романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», который нередко называют энциклопедией казачьей жизни, читаем:
"За накрытыми столами нетрезвый гуд подвыпивших гостей. Сватов усадили в горнице за стол. Вскоре приехали из церкви молодые. Пантелей Прокофьевич, наливая из четверти, прослезился. (Кн. 1, ч. 1, гл. 23).

— Пантелей Прокофич, сын у тебя!..
— Голова у него золотая! Мозговит, сукин кот!
— Черт хромой, станови хучь четверть! (Кн. 2, ч. 5, гл. 23).

Остановился Петро возле новой церкви у отцовского полчанина, попросил его помочь вырыть труп свата. Тот охотно согласился.
— Пойдем. Знаю, где это место ... Читать дальше »


Наше внимание привлекла выставка авторских работ дизайнера-модельера Анны Азаровой из Краснодара, которая состоялась в Историко-краеведческом музее г. Майского, Кабардино-Балкарская республика. Этим летом Анна объездила наши казачьи музеи и создала коллекцию женских костюмов по мотивам одежды терских казачек.

... Читать дальше »


"1-й Волгский полк Терского казачьего войска, единственный из терских полков, уже много лет, с 1888 г., находился на западной границе в городе Каменец-Подольский. Он имел богатое боевое прошлое и целый ряд наградных регалий: Георгиевское полковое знамя «За отлично-усердную службу и за отличие при покорении Восточного и Западного Кавказа»; восемь серебряных Георгиевских труб «За отличие в сражении при Деве-Бойну 23 октября 1877 г.»; знаки отличия на головные уборы «За отличие 30 августа 1855 г. и в Турецкой войне 1877—1878 гг.» в 1-й сотне, «За отличие в Турецкую войну 1877—1878 гг.» во 2-й, 3-й и 4-й сотнях.
Полк входил в состав 2-й Сводно-Казачьей дивизии генерал- майора Жигалина, составляя с 1-м Линейным казачьим полком Кубанского войска 2-ю (Кавк ... Читать дальше »


«В традициях донской свадьбы слилось влияние обычаев разных народов, а в итоге выкристаллизовались особенности, присущие территории Дона. Но и здесь отличия в том, как гуляют верхнедонские казаки и нижнедонские, могут быть существенны.

Кто кого выбирает

Вообще-то выбор был за родителями, но молодой человек мог прийти к ним и сказать, что присмотрел девушку. В случае невесты ситуация была строже: она не могла сказать «нет» решению родителей. Когда сваты приходили в дом, невесту они там видеть не могли, да и жениха тоже могло там не быть. Родители оговаривали между собой — какая у кого получается выгода. Хотя существовал и предварительный запрос — готовы ли родители отдать девушку в сватающую ее семью, за конкретно этого молодого че ... Читать дальше »


"Отпусти повидать своих, взводный,
- До станицы верхами полдня,
Сын родился - пусти меня рОдный,
Я назад привезу чихиря.

Я вернусь - ты не думай напрасно,
Сам же знаешь, что не подведу,
Брат, шепнули, воюет у красных,
- Зарублю стервеца, как найду...

Помнишь, как из полка провожали
Нас в Конвой, как гордилась родня,
На часах в карауле стояли,
- Охраняли в столице царя.

А теперь ни царя, ни державы,
Не смогли их с тобой уберечь,
И воюем мы не ради славы,
А чтоб в землю с Душой чистой лечь.

Потускнел позумент на знамёнах,
С нашей сотни осталось нас пять,
Павших помним с тобой поимённо,
Нам за них до конц ... Читать дальше »


"О"

"Один раз родила казака мати, один раз и помирати.
Ой, гоп гопака, полюбила казака.
От безделья не бывает у казака веселья.
Очи завидущи, а руки загребущи.
Обещанного три года ждут.
Обычай бычий, а ум телячий.
Огонь маслом не заливают.
Один с сошкой, семеро с ложкой.
Один грешит, а все молятся.
Один день год кормит.
Один скаче, а сто плаче.
Одна паршивая овца все стадо портит.
Осенний дождь редко сеет, да долго тянется.
От беса – крестом, от свиньи – пестом.
От кого чают, того и величают.
От огня и камень треснет.
От одной паршивой коровы все стадо хворает.
От трудов праведных не нажить палат каменных.
От того казак ... Читать дальше »


"Играют свадьбу. Снег кружится.
В убранстве лошади стоят.
Гудит кубанская станица.
"Покров" - в народе говорят.

Покров - и встретились подруги :
Хозяйка - осень и зима.
Спешит казак крепить подпруги,
Чтобы наполнить закрома.

Здесь все готовы побрататься:
Война осталась позади.
И лица светлые, как святцы,
И сердце доброе в груди.

Бездомный ветер закатился
В глухую эту сторону,
Чтоб увидать, как свет пролился
Навстречу праздничному дню.

А я, сопливою девчонкой,
Стою средь праздничной толпы
И жду копейки медной, звонкой,
Что звякнет у моей стопы.

Журавлики пронзают клином
Предзимье бел ... Читать дальше »


«Казаки постоянно совершенствовали свои военные навыки — искусство владения оружием (как холодным, так и огнестрельным), умение вести боевые действия как пешим, так и конным строем. Чтобы совершенствовать последнее, регулярно проводились джигитовки. Их устраивали для малолетков, служивых и льготных казаков.
Казак станицы Ардонской В. Белогорцев, будучи в эмиграции, довольно красочно описал проведение джигитовки в родной станице: «...Когда прибыли джигиты на место, то в первую очередь показали «Казачью лаву». Выехав в открытое поле, казаки по команде инструктора развернулись в одну линию и, выхватив шашки, словно пули, полетели с криком «Ура!» на мнимых врагов. Сверкали их стальные оголенные шашки под лучами солнца, и с неумолкаемым гиком лава понесл ... Читать дальше »
« 1 2 3 4 5 ... 22 23 »